Толгская икона Божией Матери известна по трём спискам конца XIII – начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ростовскому епископу Прохору, он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконографическому типу Умиление. Список, датируемый последней четвертью XIII века, хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века. Иконографические аналогии Толгской тронной иконы можно найти в византийской живописи конца XII – XIII веков. Тронная Толгская икона попала в Толгский монастырь, основанный в 1314 году, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место. Икона написана на липовой доске размером 140 х 92 см. Богоматерь представлена в полный рост, сидящей на престоле. Богомладенец стоит на Ее левом колене, охватывает Ее шею и прижимается к Ее щеке, а Богородица слегка поддерживает Его обеими руками. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил и Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом.

«Явленная» Толгская икона Богоматери или «Толгская II» почитается чудотворной. Сказание о ее чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском Введенском монастыре, построенном на месте ее обретения. В 1920-е годы она была изъята и находилась в собрании Ярославского художественного музея, в 2003 году икона была возвращена в монастырь. Икона явилась епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору (в схиме Трифон) в 1314 году. Предания приписывают явленной Толгской иконе многочисленные чудеса. Икона написана на доске размером 61 х 48 см. Изображение Богоматери поясное, а Младенец Христос сидит на Ее левой руке. Положение рук изменено по сравнению с Тронной Толгской иконой.

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

Толгская икона Богоматери почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 21 августа (8 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Дмитриева Н. Икона Божией Матери Толгская.

2. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

3. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1983.

4. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

5. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009.

6. Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII – XX веков из собрания Ярославского Художественного музея. М., 2003.

7. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.

8. Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. Р. 249–250.

9. Ростово-суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970.

10. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

11. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.

12. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

13. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

14. Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005.

15. Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009.