Священномученик Харлампий жил во второй половине II века в городе Магнезии в Фесалии (северо-восточная область Греции). Согласно греческим житийным источникам, святой Харлампий был священником, в славянской традиции с ранних времен он называется епископом Магнезии. За евангельскую проповедь он претерпел мучения в городе Магнезия при императоре Септимии Севере. Истязавшие святого воины Порфирий и Ваптос были поражены незлобием и твердостью веры Харлампия и открыто исповедали Христа, за что были усечены мечом. Военачальник Лукий сам стал мучить святого, но был остановлен внезапной болезнью рук и, согласно Житию, голова его повернулась лицом назад после того, как он плюнул в святого. Свидетели пыток исповедали Христа. Правитель Магнезии Лукиан доложил о случившемся императору Септимию Северу, по распоряжению которого святого отправили к нему в Антиохию, распоряжение императора было выполнено с невероятной жестокостью – святого влачили привязав веревкой к бороде. Увидев многочисленные чудеса, сопровождавшие мучения святого, в христианство обратилась дочь императора Галина. После жестоких мучений, император осудил Харлампия на смерть, но святой мирно умер на месте казни до исполнения приговора. В России почитание священномученика Харлампия распространяется в Новое время преимущественно в старообрядческой среде. В народном сознании святой оберегал человека от внезапной смерти без покаяния и исцелял от многих болезней.

Изображения святого Харлампия в византийской традиции известны с древности, но встречаются достаточно редко. Согласно традиции, священномученик Харлампий изображается старцем в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони и омофоре) и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием или свитком в левой руке. Встречаются иконы, где священномученик Харлампий представлен в молении Христу, как например, на житийной иконе «Священномученик Харлампий Магнезийский, с житием» конца XVIII века из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В среднике житийных икон помимо фигуры святого часто изображаются ангелы, передающие в руки Христа чистую душу священномученика.

Память святого Харлампия отмечается в Церкви в день преставления 23 февраля (10 февраля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.

2. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.

3. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала ХХ века. Каталог выставки. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2004.

4. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала ХХ века. Из собрания Центрально музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000.

5. Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007.

6. Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии. М., 2006.

7. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

8. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. Екатеринбург, 1998.