Ветхозаветный пророк Даниил в христианской традиции относится к великим пророкам. По преданию, Даниил жил в период вавилонского плена, в VI веке до Р. Х. Основные сведения о Данииле содержатся в библейской книге пророка Даниила и в так называемых неканонических добавлениях к ней.

Даниил был одним из знатных еврейских юношей, депортированных в Вавилон царем Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима царя» (Дан. 1: 1). За хранение веры в Единого Бога Даниил получил дар прозорливости и толкования снов. При новой власти Даниил стал правителем одной из трех сатрапий, и царь Дарий, видя его «высокий ум», планировал «поставить его над всем царством» (Дан. 6: 3). Прочие «князья и сатрапы», чтобы воспрепятствовать этому, просили царя издать указ, запрещавший всем, кроме царя, в течение 30 дней обращаться с просьбой к каким-либо богам или человеку. После того как Даниила уличают в том, что он молился Богу, нарушая таким образом царский указ, Дарий вынужден бросить его в ров со львами. На следующий день, обнаружив, что Даниил жив, и львы не нанесли ему вреда благодаря вмешательству ангела, царь повелел, чтобы все его подданные «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым» (Дан. 6: 26), а обвинителей приказал бросить в львиный ров.

Сюжет «Пророк Даниил во рву львином» воспринимался как прообразовательный образ Христа во гробе. Композиция со стоящим в пещере в окружении львов пророком Даниилом была известна с раннехристианского времени (роспись катакомб святого Каллиста в Риме (первая половина III века). На фреске IV века в катакомбах святого Ианнуария в Неаполе, на рельефе IV века (Лувр, Париж) Даниил представлен в восточной шапочке-митре, в тунике и шароварах. Наиболее ранние изображения этого сюжета в древнерусском искусстве: композиция суздальских южных золотых врат (1230-е годы), в иконописи – икона «Пророк Даниил во рву львином» (первая половина XVI века, НГОМЗ). Часто в эту композицию включается образ пророка Аввакума, чудесным образом переносимого по воздуху из Иудеи в Вавилон для кормления Даниила, когда тот находился во рву (миниатюра из Книги пророков, 1489 год, РГБ).

Память пророка Даниила приходится на 30 декабря (17 декабря по старому стилю).

Литература:

1. Ткаченко А.А., Барский Е.В., Лукашевич А.А., О.Н.А., Лявданский А.К., Э.П.С., Диак.Михаил Желтов, Свящ. Димитрий Юревич, Агеева Е.А., Журавлёва И.А. Даниил. // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 8–44.

2. Иконописный подлинник Новгородской редакции, по Софийскому списку XVII века. // СбОДИ на 1873 г. — М., 1873. — С. 16.

3. Лелекова О. В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. — М., 1973. Вып. 28. — С. 131–146.

4. Овчинников А. Н. Суздальские златые врата. — М., 1978.

5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982. — С. 327.

6. Малков Ю. Г. Фрески церкви Рождества «на поле» в Новгороде и их пророческий чин: К уточнению иконографии состава росписи. // Древний Новгород: История. Искусство. Археология. Новые исследования. — М., 1983. — С. 271–294.

7. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine / Ed. by K. A. Manafis. — Athens, 1990. — P. 83.