Ветхозаветный пророк Михей в христианской традиции относится к двенадцати малым пророкам. Пророк Михей был родом из города Морасфии, расположенного к югу от Иерусалима. Свое пророческое служение он начал около 778 года до Р.Х. и нес его при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и праведном Езекии. Пророк Михей был современником пророка Исаии.

Обличения и предсказания пророка относились к Иудейскому и Израильскому царствам. Святой Михей предвидел бедствия, которые грозили при разрушении Израильского царства и при нашествии ассирийского царя Сеннахирима на Иудею. Пророку Михею принадлежит пророчество о рождении Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение от начала, от дней вечных… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих. 5: 4–5).

Пророк Михей по традиции изображается старцем, в синем хитоне, вишневом, охристом или коричневом гиматии, на ногах сандалии, в иконографии пророка встречаются и другие цветовые сочетания одежд. В руках свиток с цитатой из книги прнорочеств: «И ты Вифлееме, земля Иудова, ничем не меньше еси во владыках июдовах из тебя бо и» (Мих. 5: 2). В византийском искусстве пророк Михей представлен на миниатюре 950 года из Ватиканской библиотеки в Риме. Более молодым пророк Михей изображен на миниатюре в Туринской части "Толкования на Книги пророков" Х века (Турин, Национальная библиотека). В иконописи пророк Михей помещен в пророческом ряду высоких иконостасов, например, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497 год, ГРМ), собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий, 1502).

Память пророка Михея приходится на 27 августа (14 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лелекова О.В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1973. Вып. 28. С. 131–146.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Исследования и реставрация. М., 1988. № 64.

3. Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. М., 2011.

4. Прот. Николай Погребняк. Пророки: иконография и гимнография // Московские епархиальные ведомости. 2004. № 11–12.

5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.

6. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского монастыря / Сообщения Государственного Русского музея, VIII. Л., 1964.

7. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 37.

8. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. М., 1986. № 113.

9. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988. С. 107, № 129.