В основе иконографии лежит евангельский рассказ (Ин. 13: 4–17) о том, что во время Тайной Вечери Иисус встал и начал омывать ноги Своим ученикам. Апостол Петр в недоумении воскликнул: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», так как посчитал себя недостойным такой чести. Спаситель ответил, что смысл происходящего откроется ему позже и «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Тогда Петр просил омыть его всего, на что Господь ответил: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все», подразумевая Иуду. Когда омовение было закончено, Христос объяснил апостолам: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». В богослужебных текстах толкование этого события воспринимается как приготовление учеников к будущему апостольскому служению. Другой аспект толкования связан с темой кеносиса, то есть умаления Христа. По словам апостола Павла: «Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба..» (Флп. 2: 6–8). Поскольку омовение ног было совершено перед Тайной Вечерей, ряд древних богословов толкуют это событие как приготовление к принятию причастия.

На иконах в нижней части слева изображен Христос, Его хитон подпоясан белым поясом. Перед Ним полукругом сидят апостолы. У ног Христа стоит золотая купель в форме чаши. Христос держит полотенце обеими руками, склоняется к апостолу Петру, чтобы отереть его ноги. Иконография Омовения ног складывается в византийском искусстве IX – XII веков, один из примеров – мозаика в храме Осиос Лукас в Фокиде. В древнерусской живописи этот сюжет встречается в иконах XV века в связи с появлением высокого русского иконостаса, в праздничный чин которого в некоторых случаях включались иконы «Омовение ног». Наиболее развитым среди сохранившихся от XV века является праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненный около 1497 года. Он состоял из двадцати пяти икон, девять икон посвящены Страстям Христовым. Среди них есть икона «Омовение ног», которая в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. «Омовение ног» также представлено на одном из клейм двусторонней иконы-таблетки конца XV – начала XVI века из Софийского собора в Новгороде, в настоящее время в собрании Новгородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982.

2. Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. В 2-х т. М., 2011.

  1. Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007.
  2. Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. М., 2008.
  3. Успенский (Большой) иконостас Софийского собора. [б.м.], 2011.
  4. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.

7. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России. М., 2000.

  1. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1983.