Мученик Вонифатий Римский (Тарсийский) – святой, пострадал в конце III века при императоре Диоклетиане в городе Тарсе в Килликии (современный город Тарсус, Турция).

Свидетельства о мученической кончине Вонифатия сохранились только в агиографической литературе. Текст Мучения, включенный митрополитом Макарием в Великие Четьи Минеи, повествует о том, что Вонифатий, раб знатной и богатой римлянки Аглаиды, управляющий ее имением, был милостив и нещелюбив, однако страдал грехом пьянства и был блудлив, с «госпожою блуд творяше». Аглаида, тайная христианка, для спасения своей души послала Вонифатия за мощами святых на Восток, где христиан подвергали гонениям. Приехав в город Тарс в Киликии, он оставил прибывших с ним слуг на постоялом дворе и пошел в амфитеатр, где при императоре Диоклетиане предавали мучениям тех, кто отказывался отречься от Христа и поклониться языческим богам. Увидев, как истязают несчастных людей, Вонифатий проникся к ним чувством глубокого сострадания и объявил себя христианином. После этого его схватили, подвергли многочисленным пыткам и смерти. Обеспокоенные отсутствием Вонифатия слуги Аглаиды отправились на его поиски и нашли тело казненного мученика. Они принесли тело Вонифатия своей госпоже. Аглаида построила храм, в который с почестями положила мощи святого. Она окончила свои дни в покаянии и молитве.

Святой Вонифатий изображается в виде юноши или средовека в мученических одеждах – хитоне и гиматии. Древнейшим дошедшим до нашего времени является изображение святого на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70–71) 976 – 1025 годов. В памятниках византийского искусства святой, как правило, представлен в сцене усечения мечом, единоличные образы мученика встречаются редко. В русском искусстве подобные изображения получают распространение с XVIII века, в связи с почитанием святого Вонифатия как молитвенника за страдающих от пьянства. Например, житийная икона «Мученик Вонифатий» XIX века из собрания Музея-заповедника Коломенское.

День памяти мученика Вонифатия Римского – 1 января (19 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Бугаевский А. В., Бродовая Ю. В. Вонифатий Римский // Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 321–323.

2. Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 18–23. // Памятники славяно-русской письменности, изданные Археографической комиссией. М., 1907.

3. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. С. 260.

4. Рыбаков А. А. Фрески Вологодского Софийского собора // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI – XVII вв. М., 1980. С. 380, 390.