Изображения сцен из Жития преподобного Димитрия Прилуцкого известны в древнерусском искусстве с конца XV века. Один из древнейших житийных циклов, дошедший до нашего времени, представлен в клеймах иконы «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития» мастера Дионисия около 1503 года из собрания Вологодского музея-заповедника.

Сцены, входящие в состав житийных циклов XV – XVI века, как правило, следуют тексту Минейной редакции Жития преподобного. Большая часть сюжетов посвящена духовному пути святого. К такого рода сценам относятся: пострижение Димитрия в монахи; поставление в пресвитеры; основание Никольского монастыря в Переславле-Залесском; беседа с преподобным Сергием Радонежским; встреча с великим князем Димитрием Донским в Москве; основание Воскресенской церкви на Авнеге и изгнание святого местным населением; основание монастыря близ Вологды; пророчество о смерти великого князя Димитрия Донского; благословение Пахомия на игуменство; преставление преподобного Димитрия и его погребение. Также в житийные циклы включались сцены с посмертными чудесами: чудо о вятчанах (во время нападения вятчан на Вологду около 1417 года, один из грабителей попытался снять покров с гробницы святого, но упал, ударился об пол и умер), чудо о построении монастырской соборной церкви (одному из иноков монастыря во время строительства нового деревянного собора взамен сгоревшего было видение преподобного Димитрия, носящего бревна для строительства храма, после этого события монастырь, испытывавший нужду, смог достроить собор) и сюжеты, посвященные исцелениям больных, как правило, бесноватых и душевнобольных. Кроме того, в некоторых случаях в клеймах изображались чудеса, связанные с помощью преподобного Димитрия жителям Вологды во время военной опасности, например чудо о белоризцах (во время нападения Димитрия Шемяки на Вологду жителям было видение святого Димитрия и двух старцев в белых одеждах, которые подпирали укрепления города бревнами, после чего приступ нападавших был отражен). Сцена сретения иконы Димитрия Прилуцкого 3 июня 1503 года (по старому стилю), которую Иван III брал в поход на Казань, также входящая в состав некоторых циклов, во второй половине XVI века выделилась в отдельный сюжет.

Со второй половины XVI века встречаются житийные циклы, включающие сцены от рождения до преставления святого, близкие ранним житийным циклам преподобного Сергия Радонежского, как например, на иконе с 18 клеймами XVII века из церкви Владимирской иконы Божьей Матери в Вологде (собрание Вологодского музея-заповедника).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Семячко С.А., Анишина А.П. Димитрий // Православная энциклопедия. Том XV. М., 2007. С. 30–39.

2. Украинская (Беловолова) Т. Н. Ранняя редакция Жития прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца // ТОДРЛ. 1992. Т. 45. C. 249–253.

3. Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого – памятник вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования Л., 1990. С. 7–53.

4. Саенкова Е. М. Преподобный Димитрий Прилуцкий. Житие в иконе. М., 2009.

5. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007.

6. Дионисий «живописец пресловущий»: Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI вв. из собраний музеев и библиотек России. М., 2002. С. 152–154, 169–173, 215–216, 219–221. Кат. 35, 41, 55, 57.

7. Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе. М., 2006. С. 201–202, 203–205.

8. Подлинник иконописный. Издание С. Т. Большакова, под редакцией А. И. Успенского. М., 1903. С. 72, 104.