Житийные циклы великомученицы Екатерины в византийском искусстве встречаются сравнительно редко. Их формирование, по мнению исследователей, происходило в монастыре на Синае, в соборный храм которого в конце XII – начале XIII века были перенесены мощи великомученицы. Из этого монастыря происходит древнейший дошедший до нашего времени образ святой Екатерины с клеймами Жития начала XIII века. В эти житийные циклы, как правило, были включены следующие сюжеты: сцена благословения архангелом Михаилом, сцены спора с философами, сцены мучений, сцены обращения в христианство жены императора и двухсот воинов во главе с военачальником, а также сцены казни великомученицы и жены императора. Заканчивались циклы сценой перенесения ангелами мощей великомученицы на гору, находившуюся рядом с Синайским монастырем.

В древнерусском искусстве житийные циклы встречаются на иконах с начала XVI века. По составу сюжетов русские житийные циклы близки к ранним памятникам с Синая. Однако иконография сцен не имеет аналогов в византийском и поствизантийском искусстве. Появление житийных икон на Руси исследователи связывают с почитанием великомученицы Екатерины как заступницы за души умерших. Поэтому среди клейм или в среднике изображалась сцена моления святой Екатерины о народе, как например, на иконе из собрания М.Е. Елизаветина «Моление великомученицы Екатерины о народе, с житием» 30-40-х годов XVI века.

В XVIII веке, после того, как святитель Дмитрий Ростовский переработал текст Жития великомученицы Екатерины и внес в него западноевропейский сюжет о чудесном обручении святой и Младенца Христа, в русские житийные циклы были включены одна или несколько сцен, посвященных этому эпизоду. Таким образом, житийный цикл стал включать сцены от рождения до мученической кончины святой. Примером подобного полного житийного цикла является роспись нижнего регистра главного храма церкви Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, исполненной в 1756–1757 годах артелью ярославских живописцев во главе с Афанасием и Иваном Андреевыми Шустовыми.

День памяти святой великомученицы Екатерины – 7 декабря (24 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Беломестных М. А. и др. Екатерина // Православная энциклопедия. Том XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 170–214.

2. Беломестных М.А.. и др. Екатерины великомученицы монастырь на Синае // Православная энциклопедия. Том XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 100–115.

3. Великие Четьи Минеи. Ноябрь. Вып. IX. Часть 2, Тетрадь I. Дни 23–25 // Памятники славяно-русской письменности, изданные Императорской Архиографической комиссией. М., 1917.

4. Меняйло В.А. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в XI – XVII вв. // ИХМ. 2000. Вып. 4.

5. Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX в.: Кат. выст. М., 2004.

6. Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выставка из частных собраний к 60-летию ЦМиАР. М., 2007.

7. Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999. Кат. 32.