Преподобные Зосима († 17.04.1478) и Савватий († 27.09.1434 или 1435) Соловецкие положили начало монашеской жизни на Соловецких островах. Савватий вместе с монахом Германом поселился на Соловках, затем Герман ушел на Онегу, и Савватий остался на острове один. Предчувствуя кончину, он вернулся на материк и умер в деревне Сороки. Через год после кончины Савватия на Соловки вместе с Германом прибыл преподобный Зосима, в 1452 году ставший первым игуменом Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря. Преподобный Зосима ввел в обители строгий общежитийный устав, в 1465 году перенес на Соловки мощи преподобного Савватия, которые были положены в особую часовню. Святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах, его жизнь сопровождалась многочисленными чудесами. Основным источником сведений о святых является их Жития, которые воспринимаются как единое произведение. Хотя в жизни преподобные Зосима и Савватий не встречались, их труды, совместные посмертные явления и чудеса повлияли на сложение парной иконографии, которая стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 года.

Началом иконографии принято считать образ, привезенный купцом Иваном и его братом Федором из Новгорода после перенесения мощей с реки Сороки на Соловки. К иконе-пяднице «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», которая датируется первой половиной XVI века и находится в Московском Кремле (ГММК), прикреплена на обороте серебряная пластина XIX века с надписью: «Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы в 5 лето учеником его бывшим игуменом Досифеом 3-м 1478 года».

Преподобный Зосима согласно традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В сводном иконописном подлиннике XVIII века, принадлежавшем Г.Д. Филимонову, приводится следующее описание: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой».

Сложилось несколько иконографических изводов преподобных. Иконографические варианты описаны в описях Преображенского собора Соловецкого монастыря: иконы «Зосимы и Савватия, над ними Знамение Богородицы, внизу монастырь», «Спасителя во весь рост с припадающими Зосимою и Савватием», «Богородицы, изображена в рост, перед Нею в молении преподобные Зосима и Савватий, а вокруг чудеса», «Собор Соловецких чудотворцев». Образы преподобных были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, сложившегося в ХVII веке: святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху – панорама монастыря. У старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ – «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием» и преподобные Зосима с Савватий с монастырем «на воздусех» (в руках).

Память преподобного Зосимы празднуется 30 апреля (17 апреля по старому стилю). Первое и второе перенесение мощей отмечается 21 августа (8 августа по старому стилю). В соборе Соловецких святых – 22 августа (9 августа по старому стилю), в Соборе Карельских святых – 3 июня (21 мая по старому стилю), в Соборе Новгородских святых – в третью Неделю по Пятидесятнице.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Панченко О.В., Андрущенко Е.Н., Андрущенко Н.А., Кольцова Т.М. Зосима Соловецкий // Православная энциклопедия. Том ХХ. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. С. 365–384.
  2. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.,1876.
  3. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895.
  4. Маясова Н.А. Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия», 1575 г. Л., 1970.
  5. Кольцова Т.М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998.
  6. Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в ХVI – середине ХVIII в. // ДРИ. М., 1989.
  7. Щенникова Л.А. Вопросы изучения Соловецких икон ХVI – ХVII вв. // ДРИ. М., 1989.
  8. Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994.
  9. Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994.
  10. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.
  11. Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996.
  12. Мильчик М.И. Три ранние иконы с изображением Соловецкого монастыря // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вологда, 1999. Вып. 7.
  13. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. М., 2001.
  14. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2001.
  15. Хотеенкова И.А. Три житийные иконы ХVI в. прп. Зосимы и Савватия Соловецких из Соловецкого монастыря // Искусство Христианского мира. 2002. Вып. 6. С. 154–169.
  16. Описи Соловецкого монастыря XVI в. / Сост.: З.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, М.И. Мильчик. СПб., 2003.
  17. Полякова О.А. О Соловецких иконах в собрании музея-заповедника «Коломенское» // Искусство Христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 196–204.
  18. Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006.
  19. Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи АМИИ. М., 2007.