На иконах Хождения Иоанна Богослова показаны события жизни апостола после Успения Божией Матери. Эта часть жизни святого рассказана в литературном произведении – «Хождении Иоанна Богослова», написанного его спутником и учеником Прохором, а также в «Деяниях Иоанна» и других апокрифических источниках. Выполняя повеление Христа, Иоанн заботился о Божией Матери до конца ее земной жизни. Чтобы определить страны проповеди апостолы кинули жребий. Первые клейма на иконах показывают прощание Иоанна с другими апостолами в Иерусалиме перед уходом на проповедь. Так, по выпавшему жребию, Иоанн с Прохором отправились в город Эфес. По пути корабль настигла буря. В кораблекрушении спаслись все, кроме Иоанна. Через две недели апостол Прохор увидел чудесным образом спасшегося Иоанна на берегу моря, подробности спасения показывает – следующая группа клейм.

Далее несколько клейм подробно изображают событиям в Эфесе. Хождение сообщает, что там Иоанн и Прохор нанялись работать в городскую баню, при этом Иоанн занимался поддержанием огня, а Прохор носил воду. Хозяйка бани Романа жестоко обращалась с работниками, била Иоанна за неисправности, и затем объявила обоих своими рабами, даже оформила об этом соответствующие документы. Через некоторое время юноша Домн, сын градоначальника Диоскорида, умер в бане, будучи удушен бесом. Баня была построена на месте храма языческой богини Артемиды, и бесы устроили в ней жилище, они ежегодно убивали оного из моющихся. Безутешный отец, узнав о смерти единственного сына, умер от горя. Полный сострадания и сочувствия Иоанн молитвой воскресил отца и сына. Видя эти чудесные события, семья Диоскорида и хозяйка бани Романа уверовали и стали христианами.

Апостол обратил к христианской вере большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных. Предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей – в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Местные волхвы оказывали большое сопротивление проповеди святого Иоанна. Противостояние волхву Кинопсу (или Кинопу) также подробно представлено на иконах Хождения. Кинопс решил прилюдно показать силу своего волшебства. Собрав многочисленных зрителей на берегу, в последнем своем колдовстве Кинопс приказал бесу погрузить и достать себя из моря. Апостол Иоанн одним своим словом связал бесов, ранее помогавших гордому волхву; они оказались бессильными помочь чародею выбраться из моря, и он утонул. Люди долго ждали на берегу возвращения колдуна, но потом разошлись по домам. На иконах показано не только победа над Кинопсом, но и то, что за это Иоанн был избит. Но уже в следующем клейме апостол снова проповедует. Следующая серия клейм показывают события на острове Патмос, куда апостол был сослан в ссылку по повелению императора. Иоанн встречает юношей, которых должны принести в жертву бесу-волку. Он изгоняет беса и освобождает двенадцать юношей, приготовленных для жертвоприношения. Хождение заканчивается прощанием Иоанна Богослова с учениками и погребением святого. В этих заключительных клеймах интересны необычные обстоятельства смерти Иоанна Богослова – по просьбе учителя они закопали его в могилу живым. Через несколько дней придя к могиле, они не обнаружили в ней тела апостола.

На острове Патмос Иоанн удостоился Божественного Откровения (по-гречески Апокалипсис), в котором описан конец истории. В средниках икон с Хождением в клеймах часто чаще всего изображается получение Иоанном Божественного Откровения.

Подробное иллюстрирование Хождения присутствует в книжной миниатюре – в лицевых списках Хождения, например, конца XV века из собрания Н.П. Лихачева (Архив Санкт-Петербургского отделения Института истории РАН, СОБР. Лихачева, колл. 238). В иконописи наиболее полно – в 64 клеймах – Хождение Иоанна Богослова представлено на иконе «Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос, с хождением» конца XV века из собрания Музея имени Андрея Рублева, икона происходит из Борисоглебского монастыря города Дмитрова.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М., 2010. С. 679– 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208–221.

5. Попов Г.В. Московские художники в Дмитровском княжестве. Конец XIV – первая треть XVI века. М., 2007.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Иконы Вологды XIV – XVI вв. М., 2007.

10. Иконы XIII – XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., 2007.

11. Иконы Москвы XIV – XVI веков. М., 2007.