На Петровской иконе Божия Матерь изображена погрудно, Ее правая рука закрывает грудь Младенца. Христос благословляет десницей, в левой руке держит свернутый свиток. Существуют варианты этой иконографии: разные иконы, имеющие название Петровская, отличаются поворотом фигур, соприкосновением ликов, на некоторых иконах видна левая рука Богоматери, обнимающей Младенца за плечо.

Петровская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой Москвы, она была написана святителем Петром митрополитом, Московским чудотворцем, от него и получила свое название «Петровская». Первая редакция жития святого датируется 1327 годом. Житие сообщает, что игумен Петр был искусным иконописцем и написал Петровскую икону, когда был настоятелем Спасо-Преображенского Ратского монастыря на Волыни. Вместе с братией он подарил икону митрополиту Максиму, который принес ее с собой во Владимир, где в это время находилась митрополия. После смерти митрополита Максима Петровская икона помогла святителю Петру стать митрополитом и вернулась к нему как чудотворная икона.

В 1325 году святитель Петр переместил митрополию из Владимира в Москву, перенес Петровскую икону с собой и поставил ее в Успенском соборе Московского Кремля. Икона почиталась чудотворной и упоминается в летописях в рассказах о спасении Москвы от врагов. В 1613 году вместе с Феодоровской иконой Богоматери она участвовала в избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича. Ее почитание было прямо связано с прославлением митрополита Петра, знаменовало покровительство молодому Московскому княжеству двух величайших небесных заступников – Богородицы и первого московского святого чудотворца. Созданная руками святителя Петра и способствовавшая ему в получении сана митрополита, эта икона особо почиталась московскими церковными иерархами.

На рубеже XIX – XX веков чудотворная древняя икона исчезла из собора. Иконография иконы известна по почитаемым спискам. Новгородский список с Петровской иконы датируется XIV веком (собрание Третьяковской галереи), два других чтимых списка находились в Кирилло-Белозерском монастыре и Калуге. Список из Троице-Сергиевой лавры был вложен туда царицей Анастасией Романовной и княгиней Ульяной Палецкой в 1559 году. Самый ранний список с надписью «Петровская» выполнен Назарием Савиным в 1614 году (в собрании Третьяковской галереи).

Празднование иконе отмечается 6 сентября (24 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Щенникова Л.А. Иконы Богоматери, чтимые в Московской Руси XIV – XVI веков

2. Толстая Т.В. Успенский собор. М., 2008.

3. Поселянин Е. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Август

4. Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993.

5. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971. Илл. 62.

6. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. 2. М., 1963. Кат. № 90. С. 316-317. Илл. 111.

7. Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. № 122.