Святой Лука был апостолом от 70-ти – одним из 70 учеников Христа, которых Господь Сам избрал в последний год Своей земной жизни и дал им такие же наставления, что и двенадцати апостолам, послал их проповедовать Евангелие по всему миру. В 62 – 63 годах н.э. в Риме апостол Лука написал Евангелие, поэтому почитается Церковью как апостол и евангелист – автор канонического Евангелия. В своем Евангелии, написанном на греческом языке, он не только изложил события, которым сам был свидетелем, но и собрал свидетельства очевидцев. В корпус книг Нового Завета вошла также другая написанная им Книга Деяний святых апостолов. Обе книги – Евангелие и Деяния адресованы «Феофилу, правителю Ахайи». Святой Лука, по преданию, был художником и написал первые иконы Божией Матери с Младенцем Христом, которые, по преданию, благословила Сама Богоматерь, а также иконы апостолов Петра и Павла.

Апостол Лука – один из немногих учеников Христа, который был не евреем, а греком, он происходил из сирийского города Антиохии, где получил хорошее образование: освоил врачевание, философию, живопись, знал несколько языков. Услышав об Иисусе, он приехал в Палестину и присоединился к ученикам Христовым. Во время Распятия святой находился вдали и видел происходящее на Голгофе издалека. После Воскресения Христос явился апостолам Луке и Клеопе во время их путешествия в Эммаус. В проповеднической деятельности Лука был сподвижником апостола Павла, он присоединился ко второму миссионерскому путешествию Павла и после этого был с ним неразлучен. После мученической кончины Павла Лука покинул Рим и прошел с проповедью Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В возрасте 85 лет он был распят в городе Фивы на оливковом дереве.

Апостол Лука согласно традиции изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком или Евангелием в левой руке. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Самостоятельным сюжетом стало изображение апостола Луки, пишущего икону Богоматери. Наибольшее распространение получили образы апостола Луки, пишущего Евангелие, в этой композиции часто он изображается со своим символом – тельцом, заимствованным из пророчества Иезекииля. Апостол Лука с раскрытым кодексом представлен в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. В IX – X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться стоящими с раскрытым Евангелием или сидящими за столиком с письменными принадлежностями. Различные варианты иконографии апостола Луки, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах. С XIV века изображения евангелистов помещались на царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции различного состава.

Память апостола Луки отмечается Церковью 31 октября (18 октября по старому стилю) и 17 января (4 января по старому стилю) в Соборе 70-ти апостолов и 5 мая (22 апреля) в день перенесения мощей в Константинополь.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Крылов И. З. Жизнь двенадцати апостолов и сказания о прочих семидесяти апостолах и жития их. М., 1869.

2. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Собор святых семидесяти апостолов. Тверь, 1900–1902. Казань, 1906.

3. Собор семидесяти апостолов. Казань, 1907.

4. Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 83–88.

5. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. М., 1996.

  1. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала ХХ века. Кат. выст. М., 2010.
  2. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  3. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.
  4. Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
  5. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.
  6. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза = Byzantine Art in the Collections of the USSR. М.–Л., 1967.