Великомученица Евфимия Всехвальная (Халкидонская) (конец III века − начало IV века) – святая, пострадала в городе Халкидоне (совр. район Кадыкей города Стамбула) при императоре Диоклетиане около 304 года, прославлена многочисленными чудотворениями.

Сведения о жизни святой Евфимии сохранились только в агиографической литературе. Один из древнейших текстов Мученичества был составлен не позднее первой половины V века митрополитом Амасии Понтийской святителем Астерием (ум. до 431 года). В середине XVI века митрополит Макарий включил текст Мученичества святой Евфимии Всехвальной в Великие Четьи Минеи.

Согласно этому тексту Евфимия происходила из знатной и богатой семьи из города Халкидона. Ее родителей звали Филофрон и Феодорсиана. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане правитель провинции Приск, подстрекаемый Апелианом, жрецом бога войны Ареса (Марса), который желал обнаружить тайных последователей Христа, приказал всем жителям провинции совершить обряд жертвоприношения богу Аресу. Христиане, отказавшиеся выполнить этот приказ, были арестованы. Увидев среди арестованных молодую девушку Евфимию, дочь богатых и знатных родителей, Приск приказал привести ее к себе, надеясь заставить слабую деву отречься от своей веры и поклониться языческим богам. Но Евфимия мужественно отказалась. Разъяренный правитель приказал предать ее многочисленным мучениям, но дева, по молитве Господу, чудесным образом оставалась неуязвимой. Слуги правителя − Виктор и Сососфен − видевшие это, уверовали во Христа. Тогда Приск приказал бросить Евфимию в клетку с дикими зверями. Но звери легли у ног девы, только одна львица подошла и укусила ее в ногу. В этот момент земля содрогнулась, и раздался голос, призывающий святую принять мученический венец.

Родители похоронили Евфимию за городом. Позднее на этом месте был построен храм. У гроба святой совершались многочисленные чудотворения. Особую известность получило чудо, произошедшее на IV Вселенском соборе, проходившем в Халкидоне в 431 году. Для разрешения спора между сторонниками православия и монофизитами, в раку с мощами великомученицы Евфимии положили два свитка и опечатали. Когда на четвертый день опечатанную раку вскрыли, то увидели свиток с православным учением в руке святой, а свиток с еретическим учением ‒ у ее ног. В память об этом чуде установлен праздник 24 июля (11 июля по старому стилю).

В византийском искусстве великомученица Евфимия Всехвальная первоначально изображалась в виде девы в богато украшенном одеянии с мученическим венцом на голове или в руках. Подобным образом святая представлена в оратории Архиепископской капеллы в Равенне (VI век). С X века Евфимию стали изображать в мафории и гиматии на голове с крестом в руке, как, например, в росписях нартекса кафаликона монастыря Осиос Лукас 1030 – 1040 годов. Иногда на голове святой поверх гиматия изображали белый плат. Этот иконографический вариант использовался и в древнерусском искусстве. Одно из ранних, дошедших до нашего времени, изображений великомученицы Евфимии на Руси представлено в росписях церкви святого Симеона Богоприимца в Зверином монастыре в Великом Новгороде 1460 – 1470 годов. На иконах святая, как правило, изображается в числе избранных святых или на минейных иконах, как, например, на минейной иконе начала XVII века из собрания Церковно-Археологического Кабинета Московской Духовной Академии. Встречаются также изображения великомученицы на полях икон, а также в сцене Чуда на IV Вселенском соборе.

День памяти великомученицы Евфимии Всехвальной – 29 сентября (16 сентября по старому стилю), 24 июля (11 июля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванова Е.Ю., Э.П.А., Лукашевич А.А., Герасименко Н.В. Евфимия Всехвальная // Православная энциклопедия. Том XVII. М., 2008. С. 462–467.

2. Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Дни 12–24 // Памятники славяно-русской письменности, изданные Археографической комиссией. СПб., 1869. Стб. 1215, 1219–1225.

3. Князький И.О., Э. П. Г., Храпов А.В. Гонения на христиан в Римской империи // Православная энциклопедия. Том XII. М., 2006. С. 50–69.

4. Никифоров М.В. Астерий // Православная энциклопедия. Том III. М., 2000. С. 636.

5. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. № 63, 76, 115. С. 223, 235, 316.