Во время нападения врагов в Константинополе совершался крестный ход по стенам города с христианскими святынями и чтением Акафиста Богоматери. Акафистный гимн, созданный в начале VI века Романом Сладкопевцем, в 626 году получил новый «зачин» – вступление в честь чудесного спасения Константинополя от осады персов и аваров, как полагали византийцы, заступничеством Богоматери. Впоследствии в песнопение были присоединены воспоминания о чудесном спасении столицы от арабов при императоре Константине Поганате и от осады в 717 году при императоре Льве Исавре, когда по стенам города носили «честной крест» и чудотворную икону Богоматери Одигитрии. Праздник Похвалы Богоматери установлен в память многократных побед, одержанных с чудесной помощью Божией Матери. В основу иконографии праздника легли слова: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев».

Главная тема композиции – прославление Богоматери, послужившей предсказанному пророками воплощению Бога Слова. В центре композиции изображена восседающая на престоле Богоматерь. Над ней представлен благословляющий Христос Эммануил, фигура которого окружена ветвями лозы (этот мотив восходит к символическим изображениям Древа Иессева). На некоторых иконах мотив лозы отсутствует – Богоматерь сидит на престоле в окружении пророков. По сторонам Богоматери и Христа изображены пророки Гедеон, Моисей, Даниил, Захария, Давид, Соломон, Исайя, Иезекииль, Аввакум и праотец Иаков. На некоторых иконах в нижней части иконы представлен припадающий на колени волхв Валаам, также пророчествовавший о воплощении Сына Божия. В руках пророки держат свитки с текстами своих пророчеств, предвещающих приход в мир Спасителя. Некоторые из пророков представлены с символическими атрибутами-прообразами Богоматери: Гедеон – с руном овчим, Моисей – с неопалимой купиной, Даниил – с горой, Давид – с ковчегом-«киотом», Соломон – с храмом.

Иконография Похвалы Богоматери сложилась в русском искусстве к середине XV столетия. Древнейшим изображением Похвалы Богоматери в русской традиции является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, написанная греческим мастером последней трети XIV века.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечается православной Церковью в субботу пятой недели Великого поста. Другое название праздника – суббота Акафиста – связано с тем, что на утрене этого дня поется Акафист Богоматери.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. М., 1979.
  2. Саликова Э. П. Отражение исторических константинопольских реалий в иконографии иконы последней четверти XIV века «Похвала Богоматери с Акафистом» // Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990.
  3. Громова Е. Б. История русской иконографии Акафиста. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля. М., 2005.
  4. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI – начало XV века. М., 2007.
  5. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009.
  6. Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII – XX веков из собрания Ярославского Художественного музея. М., 2003.
  7. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.