Богоматерь «Всех скорбящих Радость» – иконографический тип изображения Божией Матери, который не имеет единой композиционной схемы, существует в многочисленных вариантах. Многие образы Богородицы «Всех скорбящих Радость» являются чудотворными. Изобразительными источниками для иконографии послужили католические образы Божией Матери.

Иконы, имеющие подобное наименование, появились не позднее 80-х годов XVII века. В письменных источниках сообщается, что придворный живописец И. А. Безмин в 1683 году выполнил образ «Всех скорбящих Радость». О композиции этого образа ничего не известно. Икона с таким наименованием находилась также в арзамасском Алексеевском монастыре, на ней, согласно описи 1686 года, была представлена Богородица с двумя ангелами.

Однако широкое распространение этот иконографический тип получил после того, как в 1688 году от иконы «Всех скорбящих Радость» из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в Москве произошло чудесное исцеление сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, страдавшей от незаживающей раны в боку. Сразу после прославления была составлена служба иконе и сказание.

Этот чудотворный образ (не сохранился), возможно, был написан в 1685 году, поскольку в этот год было закончено строительство каменной Спасо-Преображенской церкви на Ордынке. Как выглядела эта икона, не ясно. Однако по литографии 1862 года известно изображение образа «Всех скорбящих Радость», который царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, увезла с собой при переезде двора из Москвы в Петербург в 1711 году (не сохранился). По одним сведениям, это тот самый образ, от которого произошло чудесное исцеление, по другим - точная копия с него. На литографии икона воспроизведена в драгоценном окладе, который, по мнению Н.И. Комашко, в точности повторяет композицию самой иконы. В центре композиции представлена Богоматерь в рост с Младенцем на левой руке. Она изображена на фоне сияющей славы и в окружении ангелов. Спаситель правой рукой благословляет, а в левой держит четки. У Богоматери также в правой опущенной руке четки. Ее голова повернута влево и склонена чуть вниз. Богородица стоит ногами на луне и увенчана короной. Над Богоматерью изображен Господь Саваоф, на полях – полуфигуры святых. Изобразительным источником для этой композиции послужил католический образ Богоматери "Madonna del Rosario" (Мадонна с четками).

Кроме того, известна другая икона, выполненная Алексеем Квашниным в 1710 году, которая также является точной копией с образа из Спасо-Преображенского храма на Ордынке (сейчас в собрании Центрального Музея имени Андрея Рублева). На этой иконе, также как и на образе, увезенном царевной Натальей Алексеевной, Богоматерь изображена в рост, с Младенцем на левой руке на фоне сияющей славы в короне. Ее голова, также, повернута влево и чуть вниз. Однако изображение четок у Богородицы и у Спасителя отсутствует, правая рука Богородицы изображена в молитвенном жесте, обращенном к Младенцу. Богородица представлена стоящей на облаках. В верхней части иконы изображено «Сопрестолие» (Новозаветная Троица»), в нижней – картуш с текстом кондака. Но главное отличие списка Квашнина от образа на литографии – это изображение слева и справа от Богоматери три группы страждущих, над которыми располагаются четыре святых в рост: Сергий Радонежский, Федор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Кроме того, над святыми находятся изображения двух ангелов с рипидами, еще два ангела утешают страждущих.

По предположению Н.И. Комашко образ, от которого произошло чудесное исцеление, имел такую же композицию, как и образ, увезенный Натальей Алексеевной в Петербург. А список Алексея Квашнина был выполнен с другой иконы, которая была написана для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке вскоре после чудесного исцеления Евфимии Папиной. В ней изменили композицию первообраза, убрав католический элемент – четки и добавив страждущих.

Изображения страждущих в русском искусстве известны с середины XVII века по образам Богоматери «Живоносный Источник», которые получают распространение при патриархе Никоне. Группы страждущих также входят в композицию «Образ умиления и посещения в беде страждущим», появившуюся в восьмидесятых годах XVII века, в центре которой представлена Богоматерь без Младенца с разведенными в сторону руками. Подобный вариант использовал Семен Спиридонов Холмогорец в одном из клейм, иллюстрирующих акафист, на иконах, написанных для ярославских храмов в 1680-х годах. Он изображал Богородицу с жезлом и свитком в руках на белом фоне с цветами, символизирующем рай. Кроме того, на рубеже XVII – XVIII веков мастера Оружейной палаты создали ряд икон больших размеров также с изображением страждущих. На этих иконах Богородица представлена в различных иконографических типах, которые восходят к католическим образам Божией Матери: Богородица без Младенца на престоле; Богородица в рост с Младенцем на скрещенных руках; Богородица в рост без Младенца в нескольких вариантах; Богородица, восходящая на небеса, и другие. Включение изображения страждущих в композицию образа «Всех скорбящих Радость» привело к тому, что списки с некоторых из этих больших икон и иконы с композицией «Образ умиления и посещения в беде страждущим» стали также именоваться «Всех скорбящих Радость».

Не получив единой композиционной схемы, этот вариант получает широкое распространение в русском искусстве в XVIII – XIX веках. Чаще всего встречаются иконы, в которых воспроизводится образ из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, с которого был сделан список Алексеем Квашниным в 1710 году. Многие из этих образов прославлены многочисленными чудесными исцелениями. Один из них образ «Всех скорбящих Радость» с грошиками из часовни у Стекольного завода в Санкт-Петербурге (сейчас в Троицкой церкви, называемой «Кулич и Пасха»).

Память иконе совершается 6 ноября (24 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Комашко Н.И. «Всех скорбящих Радость», икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 707–717.

2. Комашко Н.И. Богоматерь «Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 1-2 (14). М., 2004. Интернет-ресурс

3. Храм Богоматери "Всех скорбящих Радости", что на Ордынке в Москве. М., 1862, 1906.

4. Георгиевский Н., свящ. Историко-статистическое описание Санкт-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866.

5. Ретковская Л.С. Вселенная в искусстве Древней Руси. М., 1961. (Тр. ГИМ. Памятники культуры; Вып. 3).

6. Сапунов Б.В. Некоторые сюжеты русской иконографии и их трактовка в пореформенное время // Культура и искусство России XIX в.: Сб. ст. ГЭ. Л., 1985. С. 141–149.