Богоматерь «Звезда Пресветлая» – иконографический тип изображения Богородицы с Младенцем. Богоматерь с Младенцем Христом изображается на фоне звезды, – желтого овала, из которого выходят лучи. К ногам Богоматери припадают с молитвой святые. Между лучами звезды в обрамлении из облаков располагаются пятнадцать клейм со сценами из жизни Богоматери и Спасителя: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Христос во храме поучающий книжников (Преполовение), Моление о чаше, Бичевание, Увенчание терновым венцом, Несение креста, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери. Изображение Богородицы и Младенца в разных изводах этой иконографии различно. Богоматерь может изображаться либо восседающей на троне, либо стоящей фронтально. Младенец либо сидит на левой руке Матери, либо стоит ножками на Ее правой руке. В левой руке Он может держать свиток или четки.

Изображения Богоматери в типе «Звезда Пресветлая» появляются в конце XVII века. Иконографический тип складывается под влиянием необычайно популярного и распространенного в большом количестве рукописных списков сборника «Звезда Пресветлая». Этот сборник, как считает М. Р. Поклонская, был создан на Руси в XVII веке. В его состав входили легенды о чудесах Богородицы, как включенные в другие переводные сборники, так и разработанные составителем сборника самостоятельно. В сборнике Богоматерь наделяется символическими эпитетами, связанными с ветхозаветными прообразами, новозаветными символами и образами из Апокалипсиса: «утро светлейшее», «звезда незаходимая, звезда пресветлая, заря таинственнаго дне будущего покоя и веселия», «всех цветов прекраснейшая, всех доброт предобрейшая, всех светов всесветлейшая, всея твари святейшая», «заря пресветлая, честная голубице, нескверная агнице», и т. п. Один из эпитетов автор использовал для названия сборника. В этом сборнике, в частности, придавалось особое значение молитве "Богородице, Дево, радуйся" и четкам, по которым молящийся вел счет произнесенным им богородичным молитвам.

Изобразительным источником для иконографии «Звезда Пресветлая» послужил католический образ Богоматери "Madonna del Rosario" (Мадонна с четками). Образ «Мадонна с четками» связан с католическим правилом, который предписывал читать молитву "Аве Мария" (аналог "Богородице, Дево, радуйся") 150 раз. По этому правилу, в начале каждых десяти молитв произносится «Отче наш», а в конце – размышление, называемое «таинство», посвященное одному событию из жизни Богоматери. Для того чтобы не сбиться со счета при чтении молитв, использовали вначале веревочку с узелками, а впоследствии четки. Это молитвенное правило получило название «Святого Розария». Композиция образа "Madonna del Rosario" включает изображение Богоматери с Младенцем, в руках Которого четки, молитвенно преподающих святых и сцены, иллюстрирующие пятнадцать таинств: пять радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), пять скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие) и пять славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери).

Одним из ранних примеров икон подобной иконографии является образ «Звезда Пресветлая» из церкви Рождества Христова в Балахне конца XVII века (в собрании Музея имени Андрея Рублева).

Литература:

1. «Звезда Пресветлая». // Иконография восточно-христианского искусства: Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=article&id=612920758:612920758&catid=3:2009-11-26-12-52-56&Itemid=5

2. Адрианова-Перетц В. П. «Звезда Пресветлая» // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. II. Ч. 2. Литература 1590-х – 1690-х гг. — 1948. — С. 406–408.

3. Поклонская М. Р. К вопросу о средневековых источниках сборника Звезда Пресветлая. // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. — Новосибирск, 1992. — С. 115–135.

4. Богородичное правило в РПЦ и Розарий в РКЦ: точки соприкосновения. // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=263724.150;imode