Земная жизнь Богоматери после Вознесения Спасителя не описана в Евангелии. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения Богоматери в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII века). Достоверные сведения о присутствии праздника Успения в церковном богослужении относятся к концу VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592 – 602), а до этого времени считался поместным, а не общецерковным праздником. Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях.
Общая композиция Успения традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. Часто в сцене Успения вместе с апостолами изображались два или четыре епископа – Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей Ефесского и Иаков, брат Господень, по преданию, присутствовавшие при Успении Богоматери. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки. Часто у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. Иконографию дополняет вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной по форме башни) и несколько райских деревьев.
Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).
Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов. Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в ГТГ). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути.
В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением на переднем плане, перед одром, чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии), желавшего опрокинуть ложе Богоматери. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII – XIII веков), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.
В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (около 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в ГТГ), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию».
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
2. Скабалланович М.Н. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004.
3. Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235.
4. Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца) // Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2004. С. 216–217.
5. Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство Х – начала XV века. Каталог собрания. М., 1995.
6. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005.
7. Осташенко Е. Я. «Успение» – храмовая икона Успенского собора Московского Кремля: К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. М., 2005.
8. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.
9. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / Сост. Н. В. Пивоварова. СПб., 1995.
10. Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора // Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: Материалы и исследования. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси.
11. Липатова С.Н. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси. Интернет-ресурс: pravoslavie.ru.