Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях, существовавшие устные предания известны из более поздних апокрифических произведений: греческого «Протоевангелия Иакова» (вторая половина II века) и латинского Евангелия Псевдо-Матфея (IX век), которые дополняют Предание подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк. 2. 22-38). Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы, входящего в число двунадесятых, установлено Церковью 21 ноября/4 декабря. Богослужебное чествование Введения начинается, вероятно, не ранее VIII века, когда оно отмечено в некоторых месяцесловах.

Протоевангелие Иакова раскрывает подробности произошедших событий: «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее, и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля. И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из рук Ангела».

Иконография праздника мало изменялась со временем, и содержит основные типичные черты. В центре композиции Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигурка Пресвятой Девы изображена значительно меньше других фигур, но весь Ее облик - не детский. Этой деталью подчеркивается и настоящее особое избранничество Святой Юницы, и грядущее великое предназначение Божией Матери. Святые праведные Богоотцы изображены или рядом со святой Младеницею, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу на некоторых иконах за фигурой первосвященника помещается сцена Кормления Марии: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

Композиция Введения Богородицы во храм первоначально известна в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX века (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур (IX век), Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме (начало или первая половина X века, Каппадокия)). Самыми ранними изображениями на тему праздника в русской иконографии исследователи считают композицию в приделе Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, относящуюся к XI веку, и фреску XIV века, которая была помещена на северной стене новгородской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле (храм и его росписи погибли во время второй мировой войны). Фреска располагалась по сторонам окна храма. Справа от окна были изображены юные девы, сопровождающие Богородицу в храм. Слева – святые праведные Иоаким и Анна, Пресвятая Юница, первосвященник Захария, встречающий Ее, а в левом верхнем углу – Ангел, приносящий пищу Богородице. Направление движения фигур – справа налево. Иконография праздника символически отображает торжественную процессию, сопровождение Пресвятой Девы в храм Божий, где Она будет возрастать до невиданного для земного человека духовного подвига.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

2. Квливидзе Н. В. Богородица // Православная энциклопедия. Том V. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 .

3. Квливидзе Н. В. Введение во Храм Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Том V. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 . С. 256

4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. 1914 – 1915. В 2 Т.

5. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.