Праздник Рождества Богородицы, входящий в число двунадесятых, установлен Церковью в память рождения Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Евангелие не содержит сведений о рождении Пресвятой Богородицы, поэтому литературный источник сказания о Рождестве – апокрифическое Протоевангелие Иакова (II век).

У родителей Пресвятой Богородицы, живших в Иерусалиме — святых праведных Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима: «И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме» (Протоевангелие Иакова 4: 7-8). После этого Анна зачала. Как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

На ранних иконах праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий), ее фигура крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней – повивальная бабка и служанки, омывающие рожденного Младенца Марию в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели. На иконах более позднего времени в сцене Рождества изображается и праведный Иоаким. В XVI – XVII веках появляется расширенная иконография, в которую добавлены сцены принесения даров в Иерусалимский храм, Моление Иакова и Анны, Благовещение Иакову и Анне, Встреча у Золотых ворот (Зачатие), Ласкание Марии, а также сюжеты из жития Богоматери. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы Софийского собора в Киеве (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.), церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304 г.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

2. Квливидзе Н. В. Богородица // Православная энциклопедия. Том V. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002 .— 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2

3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. В 2 т.

4. Don Denny The Annunciation from the Right from Early Christian Times to the Sixteenth Century. — New York: Garland Publishing, 1977.

5. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

6. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002.

7. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х Т. Королёв: Возрождение, 1992. Репринтное воспроизведение издания П. П. Сойкина, 1900.

8. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея. На основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковного предания.М.: Издание Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря; Типо-Литография И. Ефремова, 1904.

9. Скабалланович М. Н. Рождество пресвятой Богородицы // Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, 1995. Репринтное воспроизведение изданий 1915—1916 гг.

10. Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы // http://www.patriarchia.ru/db/text/40778.html