Литературной основой иконографии Зачатия Иоанна Предтечи является текст Евангелия от Луки (Лк. 1: 5-25, 57, 65). Праздник установлен не позднее IV века (дата определяется по Слову свт. Иоанна Златоуста на этот праздник).

Согласно Евангелию, Иоанн Предтеча родился в семье праведного священника Захарии, который принадлежал к чреде Авиевой (8-й из 24), более поздняя традиция изображает Захарию как первосвященника. Матерью Иоанна Предтечи была праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова (Лк. 1: 5), родственница Божией Матери (Лк. 1: 36). Родители были преклонного возраста и не имели детей. Рождение Иоанна Предтечи было предсказано архангелом Гавриилом, явившимся Захарии во время его служения в храме. Захария вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом и увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел (Лк. 1: 22) до момента наречения имени новорожденному младенцу (Лк. 1: 63, 64). Иоанн Предтеча родился в городе Иудином (Лк. 1: 39) (возможно, современный Айн-Карем).

Иконография Зачатия Иоанна Предтечи сложилась на основе композиции Зачатия Пресвятой Богородицы: родители Иоанна Предтечи изображаются в объятии на фоне архитектуры. Иконография зачатия Иоанна Предтечи не имела распространения в ранневизантийском искусстве, сюжет появляется в палеологовскую эпоху. Композиция зачатия Иоанна Предтечи впервые встречается в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» из монастыря вмц. Екатерины на Синае (начало XIII века).

В русском искусстве известны три варианта иконографии Зачатия Иоанна Предтечи. На Руси первоначально получила распространение иконография «Благовестия Захарии»: фрески Софийского собора в Киеве (1140-е годы), Мирожского монастыря (1140-е годы), церкви Успения на Городке в Звенигороде (около 1400 года) и в Успенском соборе во Владимире (1408 год). На фресках церкви Рождества Христова на Красном поле в Великом Новгороде (XIV век) сцена зачатия Иоанна Предтечи разделена на два эпизода: «Явление Ангела Захарии» и «Моление Захарии и Елисаветы», где Захария и Елисавета изображены в полуобороте друг к другу, их руки подняты в молении. Такое изображение зачатия Иоанна Предтечи в искусстве Византии не было известно. В конце XV – начале XVI веков на Руси стал известен и третий извод иконографии праздника Зачатия Иоанна Предтечи – «Целование Захарии и Елисаветы». Так, на иконе «Зачатие Иоанна Предтечи» из церкви села Новокотова Молоковского района Тверской области (Музей им. Андрея Рублева) представлены Захария с Елисаветой в объятии, рядом – взрослый Иоанн Предтеча, как «плод чрева» святых родителей.

В XVI веке в древнерусских житийных циклах Иоанна Предтечи (патронального святого царя Ивана Грозного) появилась тенденция к более подробному иллюстрированию сюжета Зачатия Иоанна Предтечи, что привело к сложению своеобразного «зачатьевского цикла». Первым памятником такого рода стали фрески жертвенника собора Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище в Волоколамске (около 1540 года), где представлены «Благовестие Захарии» в двух эпизодах и «Целование Захарии и Елисаветы». С середины XVI века получили широкое распространение житийные иконы Иоанна Предтечи, на которых «зачатьевский цикл» мог состоять из 3-5 сцен: икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (конец XVI – начало XVII веков). Самое большое количество сцен представлено в иллюстрированном Житии Иоанна Предтечи в так называемом Егоровском сборнике: теме Зачатия Иоанна Предтечи посвящено 25 миниатюр.

В XVI веке на Руси иконография Зачатия Иоанна Предтечи претерпевала изменения. Популярность приобрела сцена «Целование Захарии и Елисаветы», в древнюю византийскую композицию которой было включено изображение ложа – бытовой детали, переводящей идею встречи, приветствия (по-славянски «целования») к значению собственно зачатия.

Празднуется 6 октября (23 сентября по ст. ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1929. Т.2.

3. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV в. М., 1994.

4. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982.

5. Малков Ю. Г. Фрески церкви Рождества Христова "на Красном поле" в Новгороде // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. 4(34). М., 1978.

6. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М.: Индрик, 2000. — № 29, стр. 142–145.

7. Иконы XIII – XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М.: Северный паломник, 2007.

8. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собр. ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 150–168.

9. Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половины XVII вв. // Аспирантский сборник / Гос. институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

10. Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половины XVII вв. // ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 197–212.

11. Устинова Ю. В. Иоанн Предтеча. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010 . С. 528–577.