Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен – родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор – знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV – VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип Николы Можайского представляет святителя в рост с разведенными в стороны руками: в правой руке – меч, а в левой – символическое изображение города. Название закрепилось по месту нахождения чудотворного образа – г. Можайска. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» произошло в конце XVI века в писцовых книгах Можайска для отличия от прочих изображений святого. Прототипом иконографии является резная деревянная скульптура святителя Николая. Создание скульптуры связывается с местной легендой: во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Мнения исследователей об истоках иконографии различны. А.И. Некрасов считал ее заимствованной в Западной Европе, «где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке». В.И. Антонова считает, что прототипом иконографии послужило распространенное изображение святителя Николая Зарайского.

Наиболее ранним изображением этого иконографического типа является скульптура «Никола Можайский» XIV века из собрания ГТГ. Она получила название «Можайский» по месту своего происхождения из города Можайска, откуда вывезена Н.Н. Померанцевым в 1933 году. Наибольшее распространение образы святителя Николая (Можайского) получают в скульптуре и иконописи XVI – XVII веков.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х – начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 .

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И. Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

18. Прот Николай Погребняк. Из истории иконографии святителя Николая.

19. Нечаева Т.Н. Некоторые иконографические типы святителя Николая чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI – XIX вв. (по произведениям иконописной коллекции ЦАК МДА). 

20. Квливидзе Н. Иконография Святителя Николая // Юный художник. №2. 1995.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Некрасов А.И. Статуя Николы Можайского. 1950. РГАЛИ, ф. 2039, оп. 1, ед.хр. 21/22. Машинопись.

23. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375–392.

24. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV – XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15–19.

25. Сидоренко Г.В. Скульптура «Никола Можайский» в собрании ГТГ: Опыт музейной каталогизации // Древнерусская скульптура. Проблема атрибуции. М., 1993. Вып. 2, ч. 2. С. 69–91.

26. Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезной чтение. М., 1872. Ч. III, № 12. С. 408–412.

27. Петров Н.И. Резные изображения св. Николая Можайского и историческая судьба их // Труды XI Археологического съезда в Киеве. М., 1899.

28. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.