На иконе «Христос перед Пилатом» изображен один из эпизодов Страстной пятницы - суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Иудейские первосвященники привели Иисуса Христа к Понтию Пилату после того, как осудили Его на смерть, чтобы римский прокуратор утвердил их приговор. Рассказ об этом приводится у всех четырёх евангелистов. «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти: И связавши Его отвели и предали Его Понтию Пилату правителю» (Мф. 27: 1-2). Поговорив с Иисусом Христом, Пилат не нашел «в Нем никакой вины» (Ин. 19: 4). Но народ, возбуждаемый первосвященниками, требовал казни Иисуса Христа. «Пилат, видя, что…смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: не повинен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27: 24). Кроме того евангелист Матфей сообщает, что «между тем , как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19). Все эти события могли быть изображены на иконах, посвященных суду Пилата.

Икона «Христос перед Пилатом» входит в страстной цикл. Подобные страстные циклы были распространены в византийской монументальной живописи и мозаиках. Один из ранних примеров - мозаики базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, выполненные до 526 года. В верхнем ярусе южной стены этой базилики располагается 13 изображений Страстей Христовых, среди которых есть сюжет «Суд Пилата». Также изображение «Суда Пилата» можно встретить в книжной миниатюре. Например, в Россанском кодексе (около 550 года).

Иконы со сценами Страстей Христовых могли входить в состав икон праздничного ряда, который размещали на алтарной преграде. Праздничные ряды на алтарных преградах византийских храмов известны с XI – XII веков. Древнейшие русские праздничные чины относятся к XIV столетию. С XV века праздничный чин, как правило, начинает входить в состав высокого иконостаса, утвердившегося на Руси с этого времени. Наиболее развитым среди сохранившихся от XV века является праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненный около 1497 года. Он состоял из двадцати пяти икон, девять икон посвящены Страстям Христовым. Среди них есть икона «Приведение к Пилату», которая сейчас находится в Музее им.Андрея Рублева. Позднее в больших иконостасах иконы с сюжетами страданий Христовых могли выделяться в особый Страстной ряд.

Иконы с изображением этого сюжета могут также принадлежать к типу аналойных икон. Например, две двусторонние иконы-таблетки с шестнадцатью сюжетами страстного цикла из комплекта аналойных икон конца XV века, принадлежавшего новгородскому Софийскому собору. Таблетки со Страстями выкладывались на аналой Софийского собора в Великую Пятницу, для того чтобы иллюстрировать чтение «Двенадцати Евангелий».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. №24.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.

3. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. Равенна: ЛОНГО, 2008.

4. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., Искусство, 1983.

5. Вздорнов Г.И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., Гранд-Холдинг, 2007.

6. Высокий русский иконостас. М., 2004.