На иконе «Положение во гроб» изображен один из эпизодов Страстной пятницы, который произошел после смерти Спасителя на кресте. Евангелист Лука об этих событиях свидетельствует: «некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (Лк. 23: 50–53). Евангелист Иоанн добавляет: «Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 39–40). За Иосифом и Никодимом «последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк. 23: 55).

Первоначально, как отмечал Н.В. Покровский, сюжет «Положения во гроб» изображался в соответствии с евангельским текстом и отображал еврейский погребальный обряд. В центре композиции располагались Иосиф и Никодим, которые несли тело Христа, завернутое в белые погребальные ткани, ко входу в погребальную пещеру, выдолбленную в скале. В некоторых случаях рядом со Спасителем изображалась Богородица, идущая рядом или поддерживающая голову Иисуса Христа. Такую композицию можно встретить в миниатюрах лицевых сводов, например, в кодексе Григория Богослова, созданном в 80-е годы IX века (Национальная библиотека в Париже, gr.510), или в росписях храмов, например, в Страстном цикле церкви апостола Андрея на Треске, выполненном митрополитом Иоанном II (Зографом) и его помощником монахом Григорием в 1388 – 1389 годах.

Позднее появился иной вариант изображения «Положения во гроб», в центре композиции которого располагался крест, а у его подножия – гроб с телом Иисуса Христа, завернутым в погребальные ткани. У изголовья Спасителя изображались плачущие Богоматерь и Иоанн Богослов, у ног – старец Иосиф, за ними – три плачущие женщины и Никодим. Под перекрестием располагались два ангела. Этот вариант получил широкое распространение в русской иконописи. Например, икона «Положение во гроб» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1497 года (Музей им. Андрея Рублева). Подобная композиция в византийских памятниках известна под названием «Оплакивание Христа».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийский и русских. М., 2001. С. 478–481.

2. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 24.

3. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.

4. Тодич Б., Этингоф О.Е. Андрея апостола церковь на Треске // Православная энциклопедия. Том II. М., 2000. С. 404–405.