На иконе «Ведение Христа на Голгофу» изображен один из эпизодов Страстной пятницы - путь Иисуса к месту распятия. Римские воины «когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его, и повели Его, чтобы распять Его» (Мк. 15: 20). Евангелист Иоанн сообщает об этом очень кратко, говоря про Иисуса что «неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19: 17). Наиболее подробно о крестном пути рассказывает евангелист Лука: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть двух злодеев» (Лк. 23: 26-32). Евангелисты Марк и Матфей также повествуют об этом событии (Мф. 27: 32-33; Мк. 15: 21-22).

Икона «Ведение Христа на Голгофу» входит в страстной цикл. Подобные страстные циклы были распространены в византийской монументальной живописи и мозаиках. Один из ранних примеров - мозаики базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, выполненные до 526 года. В верхнем ярусе южной стены этой базилики располагается 13 изображений Страстей Христовых, среди которых есть сюжет «Ведение Христа на Голгофу».

Иконы со сценами Страстей Христовых могли входить в состав икон праздничного ряда, который размещали на алтарной преграде. Праздничные ряды на алтарных преградах византийских храмов известны с XI-XII веков. Древнейшие русские праздничные чины относятся к XIV столетию. С XV века праздничный чин, как правило, начинает входить в состав высокого иконостаса, утвердившегося на Руси с этого времени. Наиболее развитым среди сохранившихся от XV века является праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненный около 1497 года. Он состоял из двадцати пяти икон, девять икон посвящены Страстям Христовым. Среди них есть икона «Ведение Христа на Голгофу», которая сейчас находится в Музее им. Андрея Рублева. Позднее в больших иконостасах иконы с сюжетами страданий Христовых могли выделяться в особый Страстной ряд.

Иконы этого сюжета встречаются среди аналойных икон. Например, две двусторонние иконы-таблетки с шестнадцатью сюжетами страстного цикла из комплекта аналойных икон конца XV века, принадлежавшего Софийскому собору в Новгороде. Таблетки со Страстями выкладывались на аналой Софийского собора в Великую Пятницу для поклонения во время чтения «Двенадцати Евангелий».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 24.

2. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.

3. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история. Равенна, 2008.

4. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М.,  1983.

5. Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007.

6. Высокий русский иконостас. М., 2004.