Богоматерь из деисуса – иконографический тип изображения Богородицы без Младенца. Фигура Божией Матери изображается оглавно, погрудно или в рост в повороте вправо в молитвенной позе. Иконы этого иконографического типа, как правило, являются частью деисусуной композиции, включающей Иисуса Христа и предстоящих Ему Богородицу и Иоанна Предтечу. Или могли располагаться во втором деисусном ряду иконостаса.

Основной догматический смысл подобных композиций – посредническая молитва Богородицы, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

Иконы, в которых Богоматерь и Иоанн Предтеча представлены в позе моления перед Христом, можно соотнести с древнейшими дошедшими до нас литургическими текстами, в которых Богородица и Иоанн Предтеча упоминаются как предстатели и молители за верующих. С подобным представлением связаны и апокрифические тексты V века, посвященные Богородице. Особенно ярко эта идея выражена в апокрифе, известным под названием «Хождение Богородицы по мукам», который описывает, как Богоматерь, созерцая муки адския и сжалившись над грешниками, приглашает небесные силы принять участие в моление за род человеческий. В другом тексте – Слове Ефрема Сирина – грешные на Страшном Суде обращаются к Богоматери и молят о ее ходатайстве. В своих молитвах Ефрем Сирин молит Богоматерь исхитить его от горького мучительства бесов, называет Ее умилостивлением праведного Судии-Христа, единственной предстательницей и ходатаицей, молит о Ее заступничестве за царей, за всю паству, за город и за страну.

В современном богослужении в молитвах евхаристии и в молении литии также звучит тема Страшного Суда и просьба к Богородице и Иоанну Предтече о заступничестве.

Деисусные композиции получили широкое распространение в византийском и русском искусстве. Древнейшие из известных изображений Деисуса относятся к VII веку. В древнерусском искусстве подобная композиция впервые встречается в Софии Киевской. Она выполнена в мозаичной технике и состоит из трех медальонов. Ранний пример ростового деисусного чина, в котором сохранилась икона Божией Матери – иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля последней четверти XIV века.

Литература:

1. Кирпичников А. И. Деисус на Востоке и на Западе и его литературные параллели.// Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1893, Ноябрь. Часть CCXC.

2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. — СПб., 1911.

3. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М.: «Искусство»,1990.

4. Квливидзе Н. В. Деисус. // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007.

5. Лидов А. М. Иконостас: итоги и перспективы исследования. // Иконостас: Происхождение – Развитие – Символика. — М., 2000.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М., 1986.