Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители святой особо чтили пятницу – день, когда Христос пострадал на Кресте. В честь этого дня они дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева дала обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300 году во время гонений императора Диоклетиана, святая отказалась принести языческую жертву, за что была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело «воловьими жилами» железными гвоздями и потом едва живую бросили в темницу, где она чудесным образом получила исцеление. Затем святую повесили на дереве и жгли тело факелами. Потом святую обезглавили. Христиане похоронили тело святой.

В древнейших источниках не сохранилось сведений о великомученице Параскеве. Принято считать, что древнейший текст ее Жития на греческом языке утрачен. Выполненный с него славянский перевод получил распространение на Руси с XII века. Параскева – самая известная и любимая среди святых жен. В честь нее строились многочисленные храмы. Особое почитание великомученицы Параскевы на Руси обусловило распространение ее икон. Ее образ перекликался с темой Страстей Христовых, с событиями Страстной Пятницы. В Византии изображения Параскевы известны с IX века, в русской традиции – с домонгольского времени, наиболее древнее – среди избранных святых на нижнем поле иконы «Никола с избранными святыми» конца XII – начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне в собрании Третьяковской галереи).

Среди иконных изводов преобладают поясные и ростовые, часто она изображается в числе избранных святых. Согласно традиции, великомученица Параскева изображается в красном мафории, в венце, с крестом и свитком в руках, иногда вместо свитка в левой руке она держит алавастровый сосуд. Чаще всего на свитке написан текст Символа Веры. В новгородской живописи XV века Параскева изображалась без венца и свитка, в памятниках XVI века поверх мафория на голове святой – белый плат. В иконописном подлиннике иконография описана следующим образом: «И святыя великомученицы Парасковии нареченныя Пятницы, риза киноварь, испод лазорь, на главе плат бел, а в руце свиток, а в нем писано: «Господи Иисусе Христе Боже мой, всяк, иже призываяй Тя мною рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, а в левой руке крест».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Павлова-Сильванская М.П. Житийная икона Параскевы Пятницы с восемнадцатью клеймами // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 127–136.

2. Псковская икона XIII – XVI веков. Л., 1990.

3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

4. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947.

5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

7. Новгородская икона XII – XVII веков. Л., 1983.

8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV – XVI века. М., 1979.

9. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. М., 2000.

10. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.

11. Сергій (Спасский), архим. Полный м?сяцесловъ Востока. М., 1876.

12. Подлинник иконописный. Издание С.Т. Большакова. М., 1998.

13. Рындина А.В. Святая двоица — Никола и Параскева в древнерусском искусстве // «Искусствознание», М., 1, 2002.

14. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995.

15. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.