Святитель Иоанн Златоуст (середина IV века – 407 год) – отец и учитель Церкви, проповедник и богослов, автор толкования Священного Писания, его текст литургии вошел в церковную практику.

Иоанн родился в Антиохии, отец святителя Секунд служил чиновником в Антиохии, мать Иоанна – Анфуса, по происхождению гречанка, осталась вдовой в 20-летнем возрасте, она посвятила жизнь воспитанию сына и дала ему первые наставления в вере. Иоанн получил хорошее светское образование и, по некоторым сведениям, учился у языческого философа и ритора Ливания и христианского богослова Диодора Тарсийского. В 386 году святитель принял священство и с первых дней служения снискал славу несравненного оратора – дар, за который он получил прозвище «Златоуст». В 398 году Иоанн стал Константинопольским архиепископом и руководил Церковью по 404 год, пока не был заочно низложен на Халкидонском соборе и отправлен в ссылку. Скончался в Команах, мощи святителя в 438 году были перенесены в Константинополь. Позднее крестоносцы перенесли тело в Рим, глава святого хранилась в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда в XVII веке привезена в Москву, где положена в Успенском соборе. Его толкования на Библию были рано переведены на славянский язык и стали излюбленным чтением на Руси, изображения святого получили широкое распространение в церковном искусстве.

В русских иконописных подлинниках иконография Иоанна Златоуста описана так: «…брада аки Космы Безсребренника, мало надсед, редка, власы на главе русы, мало курчеваты, чело высоко, морщевато, риза святительская, саккос киноварь, в крузех кресты златые, испод празелень, рукою благословляет, а в другой книга». Древнейшие сохранившиеся изображения Иоанна Златоуста находятся в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (фрески середины VII и середины VIII века) и в часовне в Хирбет-эль-Мард (VII век). В Киево-Софийском соборе (1040-е гг.) фигура Иоанна Златоуста в рост расположена в алтаре вместе с другими образами Константинопольских святителей. Со второй половины XI века в программах храмовых росписей образу Иоанна Златоуста отводится постоянное место в сцене «Служба святых отцов» («Поклонение Жертве»). С начала XII века изображения святителя встречаются в составе избранных святых на полях икон, например на иконе «Распятие, с избранными святыми» (около 1100 года, монастырь святой Екатерины на Синае), где его полуфигура в медальоне на правом поле составляет пару образу святителя Василия Великого.

В период формирования высокого иконостаса на Руси иконы Иоанна Златоуста включались в состав деисусного чина, например в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV века, ГММК). Наибольшее распространение иконы Иоанна Златоуста в составе деисусного чина получили в XV – XVI веках. Иоанн Златоуст представлен, как правило, в крещатом саккосе (например, на иконе из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, середина XVI века, КБМЗ). Фигуры чина могли быть поясными или ростовыми. Единоличные изображения Иоанна Златоуста в иконописи известны с поздневизантийского времени, например мозаичная икона (около 1325 года, Дамбартон-Окс, Вашингтон), подаренной монастырем Ватопед на Афоне русскому послу графу А.И. Нелидову в 1894 году.

Память святого празднуется 8 февраля (27 января по старому стилю, перенесение мощей), 14 сентября (27 сентября по старому стилю, преставление святителя Иоанна), 26 ноября (13 ноября по старому стилю), в Соборе Трех Святителей – 12 февраля (30 января по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Казачков Ю.А., Зайцев Д.В., Фокин А.Р., Войку С., Пролыгина И.В., Маханько М.А. Иоанн Златоуст // Православная энциклопедия. Том ХХIV. М., 2010. С. 159–250.

2. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2001.

4. Мнева Н.Е. Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 г. // ДРИ. М., 1970. С. 174–206.

5. Pelekanidis S.M., Christou P.C., Tsioumis Ch., Kadas S.N. The Treasures of the Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athens, 1973–1991.

6. Михельсон Т.Н. Три композиции на тему «Собор трех святителей» в росписях Ферапонтова монастыря: Истоки иконографии // ДРИ. М., 1980. С. 324–342.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. 1000-летие русской художественной культуры: Кат. выст. М., 1988.

9. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.

10. Смирнова Э.С. Лицевые рукописи Великого Новгорода: XV в. М., 1994.

11. Treasures of Mount Athos: cat. of Exhibition. Thessaloniki, 1997.

12. Северные письма: Собрание АМИИ: Кат. / Сост.: О.Н. Вишнякова, Т.М. Кольцова. Архангельск, 1999.

13. Джурич В. Византийские фрески. М., 2000.

14. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.

15. Народные заступники: иконы Ярославля XVI – XX вв. из собрания Ярославского художественного музея: Кат. выст. М., 2006.

16. Иконы XIII – XVI вв. в собрания ЦМиАР: Кат. М., 2007.

17. Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В.М. Сорокатого. М., 2008.