Мученик Иоанн Воин – святой, живший, по преданию, в IV веке. Сказание о нем содержится в Синаксаре Константинопольской церкви (X век). Симеон Метафраст составил житие святого, которое было включено в житийные сборники. В этом житие сообщается, что Иоанн Воин служил в войске императора Юлиана Отступника (361–363 год) во времена гонений на христиан. Во главе войска он был послан на расправу с ними. Однако, будучи тайным христианином, помогал гонимым избежать смерти, предупреждая об опасности, устраивал побеги, посещал заключенных в темнице, утешал страждущих. Когда об этом стало известно императору, Иоанна Воина заключили под стражу и доставили в Константинополь. В течение нескольких месяцев он претерпевал мучения. После смерти императора Юлиана Иоанна выпустили на свободу. Он покинул императорское войско и посвятил себя служению Богу и людям. Все свое имение он потратил на помощь бедным и больным, оказывал помощь всем нуждающимся. Дожив мирно до глубокой старости, он просил похоронить себя вместе со странниками. Через некоторое время святой явился во сне благочестивой женщине и указал место своего погребения. Мощи мученика Иоанна Воина были положены в константинопольском храме во имя апостола Иоанна Богослова, где прославились чудотворениями и исцелениями.

Изображения Иоанна Воина в византийском искусстве не сохранились. В древнерусском искусстве они также малочисленны. Древнейшее из известных изображений находилось в церкви Спаса Преображения на Нередице недалеко от Великого Новгорода, росписи которой датируются 1199 годом.

Почитание Иоанна Воина на Руси до середины XVII века носило патрональный характер. В начале XVII века начинает складываться культ святого как заступника и покровителя воинов. Этот аспект почитания становится особенно актуальным в военной среде в VIII веке, когда российская армия участвует в многочисленных боевых сражениях. В конце XVII века почитание Иоанна Воина получает широкое распространение. К Иоанну Воину обращаются как к заступнику и целителю, в связи с тем, что он еще при жизни помогал всем нуждающимся и больным. Кроме того, к нему обращаются с молитвой об обретении украденных или потерянных вещей, так как святой помог возвратить хозяину украденные ворами вещи. Особым почитанием Иоанн Воин пользовался также в тех храмах, рядом с которыми находились общие захоронения для странников и нищих, поскольку сам святой просил похоронить себя на подобном кладбище.

Существует несколько вариантов изображения святого. Наиболее распространенным является изображение в виде средовека с короткими иногда волнистыми русыми волосами, высоким лбом и небольшой бородкой в доспехах и плаще. В руках святой может держать крест, хартию или военные атрибуты. Данную иконографию, в частности, разрабатывали мастера Строгановской школы, писавшие иконы по заказу М. Я. Строганова, сын которого был наречен в честь Иоанна Воина. Например, святой Иоанн изображен в группе святых и чудотворцев, припадающих к ногам Спасителя, на иконе «Спас на престоле», выполненной Истомой Савиным для местного ряда Благовещенского собора Сольвычегодска между1592 и 1597 годом.

Кроме того, святой Иоанн Воин может быть изображен в патрицианских одеждах – в плаще, надетом поверх длинного хитона. Кроме того, сохранились письменные свидетельства о том, что святого могли изображать в виде безбородого юноши.

Церковь празднует память святого мученика Иоанна Воина 12 августа (30 июля по старому стилю).

Литература:

1. О. Н. А., Преображенский А. С. Иоанн Воин. // Православная энциклопедия. Том XXIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 451–452.

2. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

3. Савваитов П. И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. — СПб., 1886. С. 26–27. (ПДПИ; Вып. 61)

4. Логвинов Е. В. Иконы «строения именитых людей» Строгановых // Иконы строгановских вотчин XVI–XVII вв. — М., 2003. — С. 262, 277. Примеч. 48)

5. Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г.Филимонова. — М., 1874.

6. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.