Праведный Захария – пророк, отец святого Иоанна Крестителя и муж праведной Елисаветы, родственницы Пресвятой Богородицы. Захария был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в одну или две недели, в течение которых священники по жребию совершали положенные ритуалы).

Согласно Евангелию от Луки (Лк. 1: 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, возвестившем рождение Иоанна Предтечи. Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем до рождения Иоанна.

Пророк Захария изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, которые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях Захарии как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк. 1: 68–69), например, в росписи церкви Успения на Волотовом поле близ Великого Новгорода (1363, не сохранилось) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

Наиболее ранние единоличные изображения выявлены в мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543–553). В декорации храмов изображение Захарии всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199)) и в алтарной зоне. В русской традиции Захария изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (1140-е годы) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) монастырей в Пскове и других памятниках.

Иконы пророка Захарии включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, ГРМ). Как пророк со свитком в руке Захария изображен на двухсторонней иконе-таблетке «Избранные святые – Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (конец XV – начало XVI века, ГЭ).

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730–1733 годов) описание облика Захарии приведено в разделе «Святые пророки…», о нем сказано: «…старец с длинною бородою в священнической одежде». В русском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Г. Д. Филимонова облик Захарии описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нем греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону…»

Память Захарии празднуется 18 сентября (5 сентября по старому стилю).

Литература:

1. Лебедев П. Ю., О. Н. А., О. В. Л., Лукашевич А. А., Шевченко Э. В. Захария. // Православная энциклопедия. Том XIХ. — М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 680–686.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982. — С. 298–299. Кат. 63.

4. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

5. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. — М., 2003. Вып. 7. — С. 75–84.

6. Синай, Византия, Русь: Православное искусство с VI до начала XX веков: Каталог выставки. / Монастырь св. Екатерины на Синае, ГЭ. — [СПб.,] 2000. — С. 266. Кат. R–15a.

7. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002. — С. 49–50, 138. Кат. 238–239. Ил. 146, 182, 208.

8. Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Конец XI – первая четверть XII веков: Каталог. — СПб., 2004. — С. 616–621, 742–744, 754.

9. Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половины XVII в. // ИХМ. — М., 2005. Вып. 9. — С. 197–212.

10. Русские монастыри: Искусство и традиции. — [СПб.], 1997. — С. 36.