Христианские мученики братья-близнецы жили и пострадали в Иллирии во II веке. Они занимались «камнетесным делом». Царь Ликиний повелел им построить храм Геракла, но вместо языческого храма мученики построили церковь Святой Троицы и низвергли идолов. Ликиний приказал подвергнуть братьев мучительным пыткам и заживо засыпать их в глубоком колодце. При императоре Константине Великом их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. У раки святых в посвященном им монастыре происходили многочисленные чудеса исцелений. Житие святых Флора и Лавра переведено на славянский не позднее XV века. С середины XVI века оно становится широко известным после включения в свод Великих Миней Четьих митрополита Макария.
Сюжет «Чуда о Флоре и Лавре» сложился в XV веке, наиболее ранние иконы находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее. По вертикали композиция условно разделена на две части. Вверху изображен Архангел Михаил в рост, который держит двух оседланных коней на длинных поводьях. По сторонам от него, на горках, стоят святые Флор и Лавр. На некоторых иконах внизу три всадника погоняют лошадей к реке, это три другие брата-мученика – Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (греч. «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем»). Композицию иногда сопровождает надпись: «Ангел Господень поручает Флору и Лавру стадо».
Литературный источник Чуда неизвестен. Можно предположить, что в этом сюжете выразилось почитание святых как защитников «конского стада». Особое отношение их к лошадям подчеркивают как тексты русских минейных служб, так и иконописные подлинники, наставлявшие иконописцев писать святых «с конями». Согласно житию, братья были близнецами, тем не менее, Флор, как правило, изображается средовеком, а Лавр – юношей.
Память мучеников Флора и Лавра отмечается Церковью 31 августа (18 августа по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
- Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
- Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1969.
- Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
- Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
- Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М.: Русскiй Хронографъ, 2002.
- Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.,1876.
- Островская Т.А. Особенности иконографии цикла деяний и чудес архангела Михаила на резной фрамуге из собрания МГОМЗ // Коломенское. Материалы и исследования. Выпуск 12. М., 2009. С. 157–180.
- Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М., 1995.
- Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI – XIX вв. М., 1999.
- Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Кат. выст. М., 2004.
- 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.
- Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи АМИИ. М., 2007.
- Гусев П. Иконография св. Флора и Лавра в новгородском искусстве // Вестник археологии и истории. Вып. ХХI. СПб., 1911.