Христианские мученики братья-близнецы жили и пострадали в Иллирии во II веке. Они занимались «камнетесным делом». Царь Ликиний повелел им построить храм Геракла, но вместо языческого храма мученики построили церковь Святой Троицы и низвергли идолов. Ликиний приказал подвергнуть братьев мучительным пыткам и заживо засыпать их в глубоком колодце. При императоре Константине Великом их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. У раки святых в посвященном им монастыре происходили многочисленные чудеса исцелений. Житие святых Флора и Лавра переведено на славянский не позднее XV века. С середины XVI века оно становится широко известным после включения в свод Великих Миней Четьих митрополита Макария.

Сюжет «Чуда о Флоре и Лавре» сложился в XV веке, наиболее ранние иконы находятся в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее. По вертикали композиция условно разделена на две части. Вверху изображен Архангел Михаил в рост, который держит двух оседланных коней на длинных поводьях. По сторонам от него, на горках, стоят святые Флор и Лавр. На некоторых иконах внизу три всадника погоняют лошадей к реке, это три другие брата-мученика – Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (греч. «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем»). Композицию иногда сопровождает надпись: «Ангел Господень поручает Флору и Лавру стадо».

Литературный источник Чуда неизвестен. Можно предположить, что в этом сюжете выразилось почитание святых как защитников «конского стада». Особое отношение их к лошадям подчеркивают как тексты русских минейных служб, так и иконописные подлинники, наставлявшие иконописцев писать святых «с конями». Согласно житию, братья были близнецами, тем не менее, Флор, как правило, изображается средовеком, а Лавр – юношей.

Память мучеников Флора и Лавра отмечается Церковью 31 августа (18 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  2. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1969.
  3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
  4. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
  5. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М.: Русскiй Хронографъ, 2002.
  6. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. М.,1876.
  7. Островская Т.А. Особенности иконографии цикла деяний и чудес архангела Михаила на резной фрамуге из собрания МГОМЗ // Коломенское. Материалы и исследования. Выпуск 12. М., 2009. С. 157–180.
  8. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М., 1995.
  9. Полякова О.А. Шедевры русской иконописи XVI – XIX вв. М., 1999.
  10. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Кат. выст. М., 2004.
  11. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.
  12. Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи АМИИ. М., 2007.
  13. Гусев П. Иконография св. Флора и Лавра в новгородском искусстве // Вестник археологии и истории. Вып. ХХI. СПб., 1911.