Великомученик Мина, согласно наиболее распространенному варианту Жития, был родом египтянин. Он служил в войске в Котуанской области во Фригии (Малая Азия) во время правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Святой был христианином, с началом гонений он оставил службу и удалился в пустыню, где провел долгое время. Во время языческого праздника он явился в город Котуан и открыто исповедовал Христа, за что его приговорили к жестоким мучениям, а затем усекли мечом. Мощи святого были перенесены в Египет, где в Карм Абу Мена на озере Мариотис была построена гробница и первый храм святого. Великомученик Мина Египетский прославлен посмертными чудесами, описанными Тимофеем архиепископом Александрийским в Сказании о чудесах святого великомученика Мины. Сведения о жизни святого содержатся в Житиях и описаниях его мучений на греческом, коптском и других восточных языках.

Великомученик Мина Египетский широко почитался в Византии, на Руси, в Египте и Италии. В памятниках ранневизантийского искусства Мина – безбородый юноша с курчавыми волосами. Наибольшее распространение получают изображения святого в виде седого старца с короткими волосами и короткой бородой или зрелого мужа с проседью в волосах и бороде, потому что по свидетельству Жития, святой долго жил уединенно в пустыне, поэтому не мог быть молодым человеком в момент своей мученической кончины. Подобные изображения встречаются в резных триптихах из слоновой кости и византийских рукописях X – XI веков и монументальном искусстве. Традиционно сложились два основных иконографических типа изображений Мины Египетского – как воина в воинских доспехах с мечом, щитом и копьем в руках и как мученика, одетого в хитон и плащ, с крестом в руках. На Руси великомученик Мина Египетский впервые появляется в росписях Софийского собора в Киеве, где он изображен дважды, оба раза как мученик, облаченный в хитон и плащ. Как воин он представлен во фресковых росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 год, мастер Дионисий с сыновьями). Часто святой Мина представлен в числе избранных святых. На некоторых иконах святой стоит вполоборота и обращен в молении Христу, расположенному в облачном сегменте в верхней части иконы.

Помимо Мины Египетского в Византии почитался святой Мина Калликелад (Красноречивый) – афинянин по происхождению, воин, мученически погибший около 313 года в Александрии, куда был прислан для подавления смут. Оба святых были воинами и пострадали от мучений за исповедание христианской веры, внешний облик святых имеет схожие черты, в связи с этим при отсутствии поясняющих надписей часто сложно определить кто изображен на иконе – Мина Египетский или Мина Александрийский (Калликелад). В храмовых росписях, начиная с XIV века, для различия святых рядом со святым Миной Каликеладом появляется надпись «Калликелад», а египетский мученик называется просто Миной[1].

День памяти великомученика Мины Египетского 24 ноября (11 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.

2. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.

3. Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007.

4. Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV–XIX веков города Череповца. М., 2009.

5. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995.

6. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV века. М., 1998.

7. Нечаева Т.Н., Тарасенко Л.П. Из истории северной русской живописи (три памятника ростово-новгородской традиции) // ПКНО. М., 1998. С. 286–298.

8. Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. М., 2000.



[1] Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008. С. 89.