Пророк Елисей – ветхозаветный пророк, живший в IX веке до Р. Х. Он был учеником и преемником пророка Илии. Имя пророка переводится как «Бог – спасение» или «Бог спасает». Сведения о жизни Елисея содержатся в Третьей и Четвертой Книгах Царств (4 Цар. 2: 1-25; 4: 1-41; 6: 1-33; 7: 1-20; 8: 7-14; 13: 14-20). Его деятельность, описанная в Библии, имела место в правление израильских царей Ахава, Охозии, Иорама, Ииуя, Иоахаза и Иоаса. Елисей был родом, по-видимому, из Авел-Мехолы. Пророк Илия нашел Елисея и, «проходя мимо него, бросил на него милоть свою». После этого Елисей «пошел за Илиею, и стал служить ему».

Перед тем как пророк Илия был вознесен Господом на небо, он сказал Елисею: «...проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Просьба Елисея была следующая: «...дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2: 9). Елисей стал свидетелем вознесения пророка Илии на небо: когда за Илией явилась огненная колесница, чтобы вознести его, Елисей, смотря ему вслед, воскликнул: «...отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!». После этого Елисей получил дар чудотворения. Взяв милоть Илии, он ударил ею по воде реки Иордан, и она расступилась перед ним, таким образом, повторив чудо Илии. По просьбе жителей Иерихона Елисей бросил соль в воду бывшего рядом источника и «сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия». Придя затем в Вефиль, Елисей страшно наказал живших там детей, насмехавшихся над ним: он «проклял их именем Господним», после чего они были растерзаны двумя медведицами. Елисей предсказывает победу в нескольких сражениях.

В христианском искусстве сохранилось множество примеров изображения Елисея на отдельных иконах и в сюжетных композициях, главным образом связанных с пророком Илией («Вознесение пророка Илии» или «Огненное восхождение пророка Илии»). В Софийском списке подлинника новгородской редакции XVI века: «…надсед, аки Моисей Боговидец, риза багор, испод лазорь, рука правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: «Рече Иелисей: кого ищете, идете» (во след мене)». Цвет хитона может быть разных оттенков синего, реже – светло-охряного цвета.

Образ Елисея нередко включен в пророческий ряд русского высокого иконостаса. Один из ранних примеров – икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 года, ГРМ), цвет гиматия Елисея темно-коричневый с синими лессировками и разделками. Свиток Елисея во фресковых и в мозаичных циклах всегда раскрыт (варианты текста: 4 Цар. 2: 2; 2: 4; 2: 6; 2: 12). На иконах тексты разнообразнее, чем в монументальных циклах, но также взяты из Четвертой Книги Царств.

Память пророка Елисея отмечается 27 июня (14 июня по старому стилю) и в Соборе Синайских преподобных.

Исцеление сир. военачальника Неемана прор. Елисеем. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. 1680 г. Артель Гурия Никитина

Литература:

1. Барский Е. В., Макаров Е. Е., Журавлёва И. А. Елисей. // Православная энциклопедия. Том XVIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — С. 400–406.

2. Иконописный подлинник Новгородской редакции, по Софийскому списку XVII века. // СбОДИ на 1873 г. — М., 1873.

3. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982. — С. 275–276.

4. Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XVII – начала XVIII веков. — М., 1983. — С. 73–81;

5. Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine / Ed. K. A. Manafis. — Athens, 1990. — P. 123–124. Il. p. 203.

6. Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. — М., 2003. Вып. 16.

7. Смирнова Э. С. Иконы Северо-восточной Руси: Середина XIII – сердина XIV веков. — М., 2004. — С. 243–248.

8. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

9. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Каталог / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.