Петр и Павел

Иконография: Павел, апостол, Петр, апостол

Датировки: XI в. Около 1050 - 1052 гг. Лики, кисти рук и ступни ног – ХVI в. (около 1561 – 1572 гг.). Оклад - середина ХI в.? c поздними чинками.

Иконописная школа или художественный центр:  Византийская иконопись

Происхождение: Из местного ряда иконостаса Софийского собора в Новгороде. Работа неизвестного иконописца, она одна из самых больших и древних реликвий православия. В XVI веке Иван Грозный вывез её из Великого Новгорода в Москву, какое-то время спустя икону вновь вернули в Софийский собор. В Великую Отечественную войну Петра и Павла вывезли в Германию, а в начале 50-х вновь вернули в Россию. В 2008 году из НИИ Реставрации икона "Апостолы Пётр и Павел" вернулась в экспозиции Новгородского музея-заповедника.

Материал: Дерево, темпера

Материал оклада: Чеканка, серебро, золочение

Размеры иконы:  высота 236 см, ширина 147 см

Икона "Апостолы Пётр и Павел" - то, что сделал с иконой за 6 лет московский реставратор Юрий Рузавин, называют чудом. Краски теперь насыщенные, как будто образы святых только что написали. На памятнике XI столетия осталось всего несколько небольших потемневших от времени фрагментов. Не менее сложной была реставрация оклада иконы. Он состоит из 500 серебряных фрагментов, покрытых золотом. Но в некоторых местах желтого покрытия нет. Специалисты говорят – это металл не XI века, а более поздние вставки. Кроме того, удалось обнаружить древнерусскую чернь – еще недавно она сливалась в окислившейся серой поверхностью. Оклад иконы XI столетия отныне на долгие годы избавлен от потемнения – его законсервировали, а изображение апостолов Петра и Павла, вероятно, приобретет ещё больший лоск. Парное изображение Пётра и Павла из Софийского собора - самое древнее среди дошедших до нас произведений иконописи византийского мира. Апостолы представлены в легком повороте друг к другу и к Христу, чье оплечное изображение помещено в верхней части средника. Христос правой рукой благословляет, а левой прижимает к груди Евангелие. Позы и атрибуты апостолов отражают особенности их почитания. Павел держит закрытую книгу в богато украшенном окладе. Апостол Петр держит свернутый свиток - символ учения, а также длинный золотой посох - символ его особого пастырского подвига. Ключи в руке Петра напоминают о его роли, как хранителя врат Рая, встречающего праведников в Царстве Небесном.

НГОМЗ 11776, 11776/2 © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Литература:

Иконы Великого Новгорода XI- начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №1.

  • Общий вид
  • Спас и Апостол Петр
  • Апостол Петр - Лик
  • Фрагмент 04: Спас - Лик
  • Фрагмент 05: Апостол Павел - Лик
  • Общий вид оклада
  • Оклад: часть 1
  • Оклад: часть 2
  • Оклад: часть 3
  • Оклад: часть 4
  • Оклад: фрагмент 1
  • Оклад: фрагмент 2