Название «Избранные святые» принято употреблять для именования самостоятельного сюжета, когда изображенные святые составляют главное место в композиции иконы. Также избранными святыми может называться часть композиции, например, святые, изображенные на полях или группа святых в сложных сюжетах, когда затруднено перечисление или выявление имен каждого святого. Избранные святые могут изображаться фронтально в ряд, а также вполоборота в молении почитаемой иконе Божией Матери, Спасителю или празднику, расположенных в верхней части. Избранными святыми не являются части деисусных композиций, предстоящие (например, предстоящие у Креста на иконах Распятия) и парные святые, например, апостолы Петр и Павел, Борис и Глеб, Косма и Дамиан, Флор и Лавр, Зосима и Савватий Соловецкие и другие, а также святые на иконах-минеях.

Существует несколько принципов отбора святых в этой иконографии. Наиболее часто встречается патрональный принцип: на иконе изображаются святые, тезоименитые заказчику иконы или его семье. Вторую группу составляют иконы с изображением общечтимых святых заступников, наиболее почитаемых в конкретной местности. Из этой группы со временем выделяются святые покровители семьи и более частных нужд – болезнях, даровании потомства и удачи в торговле, путешествиях, военных походах и других. Третья группа показывает на иконе святых в соответствии с посвящением храма и его пределов. Четвертый принцип – церковно-догматический или исторический: святые подобраны для зримого утверждения церковных догматов или в память какого-либо исторического события. Пятую группу икон составляют местные святые, то есть святые, жизнь и деятельность которых была связана с данным регионом, например, новгородские святые. В иконописи Нового времени принципы объединения разных святых на одной иконе расширяются, например, появляются иконы святых, память которых приходится на один день церковного календаря – например, день рождения заказчика или члена его семьи.

Можно предположить, что самостоятельные композиции, изображающие Избранных святых, появились еще в доиконоборческий период. Наиболее ранней иконой избранных святых в древнерусском искусстве является оборот новгородской иконы «Знамение» XII века: по поздним надписям – святые апостол Петр и мученица Наталия (древние надписи не сохранились, поэтому идентификация святых до сих пор предмет научного спора). Избранными святыми являются также изображенные на иконе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из собрания Русского Музея в Санкт-Петербурге.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Бусева-Давыдова И. Л. Избранные святые: возникновение и развитие иконографического типа // Болотцевские чтения–XIII. Ярославль, 2009. С. 15–24.
  2. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
  3. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  4. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2006.
  5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.