Бессребреники Косма и Дамиан были родными братьями, они, получив от Бога дарование исцелений и чудотворений, бесплатно врачевали недуги людей и проповедовали Христа. Известны три пары святых братьев-бессребреников с именами Косма и Дамиан: Римские (мученики), Аравийские и Ассийские. На большинстве русских икон представлены святые чудотворцы Косма и Дамиан Ассийские (Малоазийские), переводы сказаний об их чудесах появляются на Руси уже в домонгольский период.

Согласно Житию, святые Косма и Дамиан Ассийские были близнецами и жили не позднее IV века, время рождения и смерти остаются неизвестными. Их отец был греком-язычником, он рано умер, воспитанием сыновей занималась мать-христианка Феодотия, также причисленная к лику святых. Когда же дети подросли, Феодотия отдала их некоему богобоязненному мужу для обучения врачеванию. Обладая даром исцеления и чудотворения, они избрали путь бессребреничества – бесплатного лечения людей. Однако Дамиану Господь попустил нарушить свой строгий обет. Однажды братья излечили находившуюся при смерти женщину по имени Палладия. В благодарность она предлагала им все свое имение, но святые отказывались. Обойдя непреклонного Косму, она тайно пришла к святому Дамиану и уговорила его взять три яйца во имя Святой Троицы. Узнав об этом, Косма огорчился настолько сильно, что не захотел быть даже погребенным вместе со своим братом и написал об этом завещание. Но в эту же ночь Косме явился Господь и утешил его. Вскоре Косма умер, но перед смертью он совершил еще одно чудо: в пустыне исцелил «разбитого дьяволом» верблюда. Когда же почил Дамиан, люди, зная завещание Космы о раздельном погребении, стояли в растерянности над гробом святого. Но тут явился излеченный Космой верблюд и сказал человеческим голосом Божию волю о том, чтобы братья были похоронены вместе, что и было исполнено. Оба брата с миром почили в городе Феремане, где позже была воздвигнута церковь этих святых.

Особое распространение получила парная иконография, где Косма изображается слева, а Дамиан справа. Святой Дамиан облачен в длинную тунику с узкими рукавами, поверх нее – короткий хитон с широкими рукавами, сверху – гиматий, драпирующий левое плечо, на ногах сапожки. Голова обнажена, волосы короткие, часто с залысинами. В иконописных подлинниках об иконографии Космы и Дамиана Ассийских сказано: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Эта пара святых братьев-близнецов изображается средовеками, с небольшими окладистыми бородками, гладкими прическами с залысинами, их атрибутами являются лекарские ложечки (или перья). Косму и Дамиана Римских по подлиннику следует изображать так: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы», то есть римскую пару отличают пышные, волнистые волосы с длинными прядями. Бессребреники Аравийские «подобны Флору и Лавру», то есть Косма изображается средовеком, а Дамиан юношей.

В византийском и древнерусском искусстве святые Косма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе групп избранных святых. В монументальном искусстве самым древним изображением является мозаика из церкви святого Георгия в Салониках конца IV века. Наиболее знаменитыми являются мозаичные фигуры VI века из храма святых Космы и Дамиана в Риме (бывшая «Библиотека Мира»). Среди избранных святых Косма и Дамиан представлены в Киево-Софийском соборе, в ферапонтовских росписях Дионисия.

Память святых Космы и Дамиана Римских (мучеников) приходится на 14 июля (1 июля по старому стилю), Аравийских – 30 октября (17 октября по старому стилю), Ассийских – 14 ноября (1 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванова И.А. Опыт атрибуции иконы XV века «Козьма и Дамиан» из города Дмитрова // Средневековая Русь. М., 1976. С. 298–302.

2. Анатолий Холодюк. Мощи святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских в Мюнхене. Мюнхен, 2008.

3. Попов Г.В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI веках. М., 1973.

4. Руднев В.Ф. Святые безсребренники и чудотворцы Косма и Даміанъ. М.,1865.

5. Сергій (Спасский), архим. Полный м?сяцесловъ Востока. М., 1876.

6. Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV – XVI веков. М., 2000.

7. Иконы Москвы XIV – XVI веков. М., 2007.

8. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

9. Житiя святыхъ на русскомъ язык?, изложенныя по руководству Четьихъ-Миней Св. Димитрія Ростовскаго. Ноябрь. Кн.3. М., 1905.

10. Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан. М., 2003.

11. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двухсторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1983.

12. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998.

13. Иконы Вологды XIV – XV веков. М., 2007.

14. Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.