Святой праотец Авель – второй сын Адама и Евы.
В книге Бытия сообщается, что после изгнания из рая, у Адама и Евы родились два сына – Каин и Авель. Каин стал земледельцем, а Авель – «пастырем овец» (Быт. 4: 2). Через некоторое время оба брата принесли Господу жертву: Каин от плодов земли, Авель от стада своего. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4: 4–5). Это сильно огорчило Каина, но Господь сказал ему: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 6–7). Однако Каин не послушал Господа. Он позвал брата в поле и убил его.
В христианской традиции Авеля считают праведником и первым мучеником.
В византийском и древнерусском искусстве изображение Авеля встречается в композициях, иллюстрирующих тексты Ветхого Завета. Подобные композиции известны уже в раннехристианскую эпоху, одно из древнейших изображений находится в росписи катакомб Виа-Латина (VI век). В русском искусстве изображение Авеля представлено в росписи собора Мирожского монастыря середины XII века. Позднее Авеля стали изображать в числе ветхозаветных праведников, как, например, в росписях церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде 1378 года. С XVI века иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса. На иконах из праотеческого ряда Авель, как правило, изображается в виде безбородого юноши, как, например, на иконе «Святой праотец Авель» 1600 года из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Память Авеля – в Неделю святых праотец и отец.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Э.Н.П., Квливидзе Н.В. Авель // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 123–125.
2. Воронцова Л.М. Иконы и фрески Троицкого Собора. Свято-Троицкая Лавра, 2003.
3. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., Искусство, 1990.
4. Костромская икона XIII – XIX веков. М., 2004. Илл. 126 (№ 80).