Святой праотец Мелхиседек – царь Салимский, священник Бога Всевышнего (Быт. 14: 18).
В книге Бытия повествуется о том, что Авраам, узнав о том, что его родственника Лота взяли в плен, вооружил своих рабов, напал ночью на неприятеля, разбил его и преследовал до Ховы, что по левую сторону Дамаска. Авраам освободил Лота, вернул ему его имущество, а также женщин и народ. Когда Авраам возвращался назад, навстречу ему вышел с хлебом и вином Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего, и благословил, сказав: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои» (Быт. 14: 19–20). Авраам дал Мелхиседеку «десятую часть из всего» (Быт. 14: 20). В Послании к Евреям этот текст комментируется следующим образом: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7: 1–3).
Праотец Мелхиседек изображается седовласым, длиннобородым старцем в облачениях ветхозаветного первосвященника (ефод, подир, на голове – корона, так как он – царь Салима) в сапожках, иногда в руках он держит сосуд, наполненный хлебами.
Одно из ранних изображений Мелхиседека – в мозаиках Сан-Витале в Равенне (середина VI века). В древнерусском искусстве праотец Мелхиседек изображался в числе ветхозаветных праотцев и пророков. Первоначально подобные изображения встречались в монументальных росписях храмов, как например, в росписях церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде 1378 года. С XVI века иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса, например, на иконе «Святой праотец Мелхиседек» 1600 года из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и из Благовещенского собора Московского Кремля.
Память святого праотца Мелхиседека – в Неделю святых праотец и отец.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Воронцова Л.М. Иконы и фрески Троицкого Собора. Свято-Троицкая Лавра, 2003.
2. Вера и Власть эпохи Ивана Грозного. М., 2007. С. 85.
3. Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008.
4. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: к 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.