Архангел Гавриил, имя которого означает «муж Божий» или «сила Божия», согласно некоторым богословским текстам, является служителем Божественных тайн. В Ветхом Завете говорится, что Господь послал архангела Гавриила к пророку Даниилу, чтобы разъяснить пророку смысл его видений. «И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я … голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» (Дан. 8: 15–16). Архангел Гавриил говорит Даниилу: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» (Дан. 8: 17), и, объясняя видение, пророчествует о пришествии Христа и предании Его смерти, и о разрушении Иерусалима.

Архангел Гавриил также упоминается в Новом Завете. В Евангелии от Луки он благовествует священнику Захарии о рождении у него сына Иоанна Крестителя (Лк. 1: 11–20) и Деве Марии о рождении Иисуса Христа. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 30–33). Сведения об архангеле Гаврииле также содержатся в апокрифической литературе, например, в книге Еноха.

Изображения архангела Гавриила известны с III века. Первоначально его изображали в виде юноши. Примером может служить композиция Благовещения, датируемая III веком, которая находится в катакомбах Присциллы в Риме, где архангел Гавриил представлен в виде бескрылого юноши в белой тунике и паллиуме. В V веке появляются изображения архангела Гавриила с крыльями и нимбом. Эта иконография восходит к античным образам крылатых гениев и богини Ники. С VI века его начинают изображать в виде архистратига небесного воинства в хитоне и плаще с тавлионом, и с лабарумом в руках, например, мозаика на триумфальной арке церкви Сан Аполинаре ин-Классе в Равенне (около 549 года). В композициях, где он представлен как страж Царя Небесного, его изображали подобно придворным византийского императора в лоратных одеждах – в далматике и лоре, в сапожках, украшенных золотом и камнями. Этот иконографический тип известен с VII века, широкое распространение он получает в послеиконоборческую эпоху. Как правило, архангела Гавриила изображают с пышной прической, которую поддерживает головная повязка. Концы этой повязки – тороки, слухи – свободно развиваются, свидетельствуя о готовности архангела слушать волю Божию. В руках у архангела может быть лабарум, с написанными на нем словами трисвятой песни, ветвь, свиток или тонкий жезл – мерило. Также архангел Гавриил может держать в руке посох, символ того, что архангел является посланником Божиим, или зерцало – прозрачный шар-сферу, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него. На зерцале обычно пишутся начальные буквы имени Спасителя (IC XC), иногда изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест.

В древнерусском искусстве образ архангела Гавриила обязательно включался в состав икон деисусного чина. Икона располагалась справа от Спасителя, поэтому на образе фигура архангела представлена в повороте влево в молитвенной позе. Примером может служить ростовой образ архангела Гавриила из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля последней четверти XIV века.

Память архангела Гавриила – 8 апреля (26 марта по старому стилю), 26 июля (13 июля по старому стилю), 21 ноября (8 ноября по старому стилю).

Литература:

1. Иванов М. С., Никифорова А. Ю., Э. П. И. Ангелология. // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 300–306.

2. Э. П. Б., Саенкова Е. М. и др. Гавриил. // Православная энциклопедия. Том X. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 187–191.

3. Иванов М. С. Архангел. // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 473.

4. Иеромонах Дионисий (Шлёнов), Фокин А. Р. «Ареопагитики». // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 195–214.

5. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М.: «Искусство», 1990.

6. Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. — М.: «Странный мир», 1991.