Одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа – Вход Господень в Иерусалим – подробно описывается у всех четырех евангелистов (Мф. 21: 1-11; Мк. 11: 1-11; Лк. 19: 28-40; Ин. 12: 12-19). Торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи хронологически и содержательно предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (Быт. 49: 10-11; Пс. 8: 2-3; Зах. 9: 9). Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному, и открывает собой Страстную седмицу. Поскольку в самом событии, его символике и литургическом праздновании важное место занимают пальмовые ветви (греч. βα?α), праздник Входа в Иерусалим обычно называют Неделей ваий (лат. Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье), англ. Palm Sunday); в славянской традиции этот двунадесятый праздник имеет название Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, которые встречали Христа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «...осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися как мессианское приветствие. Евангелист Матфей свидетельствует, что Вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф. 21: 10). Евангелист Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин 12. 17-18). Евангелисты Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф. 21: 12-13; Лк. 19: 45-46).

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве с IV века. В рельефах саркофагов, согласно Н. В. Покровскому, встречаются два варианта: Спаситель изображен восседающим на осле (саркофаг Юния Басса (359 г.), Музеи Ватикана) и в малораспространенном, основанном на тексте евангелиста Матфея (Мф. 21: 1-9), - рядом с ослицей, на которой едет Христос, идет жеребенок (саркофаг (IV в.), Латеранский музей, Рим).

Общая композиционная основа в иконографии Входа Господня в Иерусалим – торжественная процессия у стен Иерусалима – различается в деталях, ставящих разные смысловые акценты. Непременными элементами композиции являются изображения Елеонской горы слева и города в правой части. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание Иерусалимского храма, иногда увенчанное крестом. За Христом следует группа апостолов. У стен Иерусалима Христа встречает народ.

В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Упоминаний о встрече Христа детьми не содержится у евангелистов, однако о детях с пальмовыми листьями в руках, восклицавших: "Осанна!» – говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима. На многочисленных византийских и русских памятниках дети с вайями изображаются у ног ослика, карабкаются на дерево или ломают с него ветви, а также сидят на плечах или на руках у родителей, вышедших из Иерусалима навстречу Спасителю. В ранних памятниках Спаситель изображался сидящим на осле ногами к зрителю, а лицом к городу, в XIV – XV веках Он чаще всего представлен в сложном ракурсе: Христос оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на наиболее ранних русских иконах: из праздничных рядов иконостаса Софийского собора в Новгороде (около 1341 года); из Благовещенского собора Московского Кремля (начало XV века); из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427 гг.); из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 г.) и многих других.

Большое значение в старой русской практике придавалось чину шествия на осляти в Неделю ваий, известному на Руси не позднее XVI века. Во время этого чина, представлявшего собой усложнение предписанного уставом праздничного крестного хода, патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле (обычно осла заменяла наряженная лошадь), которого вел под уздцы царь или один из знатных горожан; перед ослом везли украшенное и обвешанное сладостями вербное дерево, ветки коего раздавались по окончании чина; на повозке с вербой и вокруг нее находились певцы; во время шествия на одной из остановок прочитывалось Евангелие о событиях праздника. В конце XVII века чин был сохранен только за патриаршим богослужением, со времен Петра I перестал совершаться. Элементы этой торжественной процессии отразились и в иконографии праздника: на некоторых иконах ослика заменила лошадь, в руках Спасителя Евангелие, а горожане у стен Иерусалима представлены в русских богатых одеждах.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Вход Господень в Иерусалим. Икона. 2-я четв. XV в. (СПГИАХМЗ)

Вход Господень в Иерусалим. Икона. 1-я пол. XVIII в. (МПИ)

Литература:

1. Евангелие от Никодима // Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет. СПб., 2005. С. 325.

2. Ткаченко А. А.Квливидзе Н.В. Вход Господень в Иерусалим: иконография // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005.

3. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 348-352;

4. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV в. М., 1982. С. 313

5. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. М., 1995.

6. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.