Минеи или минейные иконы представляют собой изображения праздников и святых, размещенные на одной иконе в соответствии с порядком церковного календаря. Маленькие фигуры святых и композиции праздников расположены рядами, обозначенными горизонтальными разделительными линиями. Чаще всего на одной иконной доске изображали праздники и святых, приуроченные к одному месяцу, но встречаются более полные циклы, в частности, годовые минеи, включающие двенадцать месяцев – полный годичный круг. Минеями также называют богослужебные книги, в которых тексты праздничных служб, песнопений и молитв расположены в календарном порядке.
Возникновение византийской иконы-минология связано с развитием агиографии (житийной литературы). Сначала появились «лицевые минеи» – иллюстрированные сборники житий святых, сгруппированных по месяцам согласно календарным дням памяти. Древнейший из них – Минологий константинопольской церкви, выполненный в придворном скриптории около 986 года для императора Василия II (Рим, Ватиканская библиотека, gr 1613). Миниатюры, написанные 8 мастерами, расположены на каждой стороне листа. Другой составной частью икон-минологиев являлись изображения христологических и праздничных циклов, которые обычно украшали кодексы Евангелия. Объединенные изображения святых и праздников были перенесены на иконы к концу XI века. В некоторых ранних иконных композициях изображения праздников заменялись фигурой главного персонажа.
Наиболее ранние примеры икон-минологиев сохранились в монастыре святой Екатерины на Синае и датируются рубежом XI – XII веков. Древнейшая русская икона-минея – январская часть годичного круга – написана в первой половине XVI века на Русском Севере. Икона находилась в коллекции Н.И.Репникова, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Пуцко В.Г. Русские минейные кионы XVI века и их византийские источники // Иконографические новации и традиции в русском искусстве XVI века. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Том 3. М., 2008. С. 135–142.
2. Рыбаков А.А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVII веков. М., 1995. С. 449, табл. 79–82.
3. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.
4. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
5. Святые образы: Русские иконы XV – начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.