Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне», наиболее ранняя из сохранившихся находится в римских катакомбах Каллиста (первая половина III века). Иоанн Предтеча изображался средовеком, с черными длинными волнистыми волосами и бородой, во власянице, возлагающим десницу на главу Иисуса Христа и со свитком (или с посохом, увенчанным крестом) в левой руке. Так Иоанн Предтеча представлен на так называемом Арльском саркофаге (IV век, Музей античного Арля); на мозаике баптистерия Православных в Равенне (середина V века) и других.

Самый ранний из известных единоличных образов святого в иконописи – икона «Иоанн Предтеча» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века (?) (о датировке см.: Этингоф, 2005. Кат. 1. С. 542). Иоанн Предтеча представлен в рост, облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток с надписью по-гречески: «Се, Агнец Божий…», в верхней части иконы в медальонах справа и слева помещены оглавные изображения Спасителя и Богоматери.

В X – XI веках образ Иоанна Предтечи был включен в деисусную композицию, где он представлен со склоненной головой в молении Спасителю; одет в хитон и гиматий (или хитон и милоть). До XII века изображение Иоанна Предтечи помещали справа от Иисуса Христа (Деисус на Арбавильском триптихе, X в., Лувр, Париж), с XIII века – в правой части композиции, слева от Спасителя (мозаика в южной галерее Софийского собора в Константинополе, 1261–1282, и другие). В системе декорации крестово-купольного храма образ Иоанна Предтечи занимал важное место: изображение святого помещалось в барабане центрального купола среди ветхозаветных пророков, поскольку Иоанн Предтеча знаменовал собой «пророков предел, начало апостолов» (Стихира на литии в день Рождества Иоанна Предтечи). Кроме того, в средневизантийский период сложилась традиция посвящения Иоанну Предтече диаконника (реже жертвенника).

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. М., 1970. С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. Белград, 1973. ќњ. 7. С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века // ГТГ: Каталог собрания М., 1995. Т. 1.  C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168.

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

19. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

20. Бродовая Ю. В.Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

21. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75–84.

22. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII веков в России. М., 2005.

23. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.