Священномученик Власий Севастийский – епископ города Севастии Каппадокийской (современный город Сивас, Турция), пострадал в начале IV века при императоре Диоклетиане или при императоре Лицинии.

Свидетельства о мученической кончине Власия Севастийского сохранились только в агиографической литературе. Существует несколько версий Мучения святого, одно из которых составлено Симеоном Метафрастом в конце X века, существуют и более ранние тексты.

Согласно этим текстам во времена гонений на христиан Власий Севастийский уединился в пещере на горе Аргеос, где в безмолвии предавался молитве. В агиографической литературе отмечается особое отношение святого к животным: Власий лечил, приходящих к его пещере диких зверей. Правитель Севастии Агриколай, узнав о скрывающемся в горах святом, приказал привести его. По дороге Власий исцелял людей от физических недугов и обращал в христианство. По преданию он помог избавиться от застрявшей в горле кости сыну бедной женщины, а другой женщине по молитве святого волк вернул украденного поросенка. Правитель Агриколай стал принуждать Власия отречься от Христа и поклониться языческим богам. Святой отказался, и его предали многочисленным мучениям и смерти. По приказу правителя его пытались утопить в озере, но после молитвы Власий прошел по воде, как по суше. Разгневанный Агриколай велел обезглавить святого. Вместе с Власием приняли мучения и смерть несколько христиан, последовавших за ним. Тела убиенных были погребены на месте казни.

В Византии священномученик Власий Севастийский почитался как целитель, а на Руси как покровитель домашних животных.

В византийском и древнерусском искусстве священномученик Власий Севастийский изображался в виде старца с седыми волосами и бородой в святительских одеждах – в крестчатой фелони, светлом подризнике и омофоре – с Евангелием в руках. Древнейшим дошедшим до нашего времени является изображение святого на фреске церкви Санта Мария Антиква в Риме VII – VIII веков. На Руси одно из ранних изображений епископа Севастийского представлено на фреске 1199 года церкви Спаса на Нередице близ Великого Новгорода. На иконах святой часто представлен вместе с другими святыми, которые по народным поверьям являются покровителями земледелия и скотоводства, иногда у ног святителя изображают домашних животных, которых он благословляет, как например, на иконе "Священномученик Власий и святитель Спиридон, епископ Тримифунтский" начала XV века из собрания Государственного Исторического Музея.

День памяти священномученика Власия Севастийского – 24 февраля (11 февраля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Бугаевская Л. А., Шевченко Э. В. и др. Власий // Православная энциклопедия. Том IX. М., 2005. С. 102–107.

2. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 121 (№ 130).

3. Гладышева Е. В. Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»: Вопросы иконографии // Искусствознание. М., 1999. № 2. С. 498–509.

4. Лифшиц Л. И.. Спас на престоле с избранными святыми // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. Кат. №18.

5. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. Кат. №127.

7. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. С. 276.

8. Гладышева Е. В. Иконографическая программа новгородской иконы «Спас на престоле с избранными святыми» // Искусствознание. М., 2003. № 1. С. 176–211.

9. Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, Славянская Македония. М., 2000.

10. Иконы Пскова. М., 2003. Кат. № 19, 93.