О жизни великомученицы Варвары не сохранилось исторических свидетельств. Самые древние жития святой относятся к VII веку. Существует несколько версий относительно времени и места мученичества Варвары. Многие редакции жития считают, что святая пострадала в 306 году в городе Гелиополь (Илиополь, современная Сирия). В этих текстах рассказывается о том, что Варвара была дочерью богатого и знатного человека, исповедавшего язычество. Ее отец, рано овдовев, воспитывал девочку один. Желая скрыть дочь от нескромных мужских глаз, он поселил ее в высокой башне.

Когда Варвара выросла, отец решил выдать ее замуж, однако, девушка, привыкшая жить в уединении, воспротивилась воле отца. Тогда он позволил Варваре выходить из башни, надеясь, что дочь, познакомившись с другими девушками, изменит свое решение. Во время длительного отсутствия отца Варвара от женщин-христианок узнала об Иисусе Христе и приняла крещение.

Вернувшись домой, отец узнал об этом и пришел в ярость. Жестоко избив девушку, он отдал ее в руки правителя для наказания. Правитель предложил ей поклониться языческим богам. После того, как девушка отказалась это сделать, он приказал раздеть ее и начать истязать перед народом. Ночью в темнице святой Варваре явился Христос и исцелил ее раны. На следующий день истязания были возобновлены. Одна благочестивая женщина по имени Иулиания, видя мучения святой, заплакала от сострадания. Правитель приказал схватить Иулианию и предать мучениям вместе со святой Варварой. Убедившись в том, что Варвару и Иулианию невозможно заставить отречься от Христа, правитель приказал их обезглавить. Святую Варвару казнил собственный отец.

Некий благочестивый муж захоронил тела святых Варвары и Иулиании. Через некоторое время от мощей начались исцеления от проказы. На этом месте был построен монастырь. Позднее мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно древнерусскому преданию, часть мощей хранилась в Киеве.

В византийском и древнерусском искусстве святая традиционно изображается как знатная римская женщина в богато украшенной одежде с крестом в руке. Самое раннее из сохранившихся изображений находится в росписях церкви Санта-Мария Антиква в Риме, выполненных в 705 – 707 годы. В древнерусской иконописи святая часто изображается вместе с другими святыми женами, например, на иконе «Избранные святые: Параскева, Варвара и Ульяна» конца XIV века – начала XV века из собрания Третьяковской галереи.

День памяти святой великомученицы Варвары – 17 декабря (4 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Бугаевский А. В. и др. Варвара // Православная энциклопедия. Том VI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. С. 558–563.

2. Шередега Н. Н. Избранные святые: Параскева, Варвара и Ульяна // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. Кат. № 38.