Существует два варианта иконографии Софии – Премудрости Божией. Оба извода по-разному изображают одну мысль. Под Премудростью или Софией понимается Сын Божий – Христос, на основе текста Книги Притчей Соломоновых: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (9: 1), пророчества Исайи (9:6) и Откровения Иоанна Богослова (10: 1). В апостольских посланиях Христос называется Божией силой и «Божией Премудростью» (1 Кор. 1: 30), а слово «Дом» указывает на Божию Матерь, через Которую Христос воплотился. Такое понимание притчи Соломона положено в основу иконографии Софии – Премудрости Божией.
На иконах Софии Премудрости Божией в большой круглой мандорле изображена София в образе ангела, восседающая на троне, который опирается на семь тонких столбов. София облачена в царские одежды – далматику, на голове корона и тороки, в правой руке держит жезл, в левой – свернутый свиток, ноги опираются на подножие. Слева и справа вполоборота к Софии стоят Богоматерь с медальоном Спаса Эммануила и Иоанн Предтеча, как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. В верхней части развернут свиток, в центре которого этимасия (престол уготованный) и ангелы по краям. Под этимасией в круглой мандорле помещено поясное изображение благословляющего Христа. Этот вариант иконографии называется Новгородским, такой образ Софии Премудрости Божией представлен на храмовой иконе Софийского собора в Новгороде, в XVI веке она стала почитаться как чудотворная, ей установили специальное празднество в день Успения Божией Матери, таким образом устанавливая символическую связь: празднование храму Софии означало одновременное празднование Богородице – истинному Храму на земле Сына Божия.
Существует другой вариант иконографии – Киевский. На иконе из Софийского собора в Киеве изображен храм – сень с семью столпами. Богоматерь стоит под сенью на серповидной луне в окружении золотого сияния. Ее руки подняты вверх в молении, на лоне изображен Младенец Христос. Над сенью полуфигура Бога Отца, Святой Дух в виде белого голубя, окруженного сиянием, спускается к Богоматери и Христу. В левой руке Бога Отца – держава, а правая сложена в благословение; из уст Его исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». По обеим сторонам изображения Бога Отца и Духа Святого представлены семь архангелов с распростертыми крыльями и с знаками своего служения в руках: с правой стороны Михаил с пламенным мечом, Уриил с молнией, опущенной вниз, и Рафаил с алавастром мира; с левой стороны Гавриил с цветком лилии, Селафиил с четками, Иегудиил с царской короной и Варахиил с пучком цветов на белом плате. К храму ведут семь ступеней с надписями: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава – образ Церкви на земле, на ступенях стоят тайнозрители воплощения Премудрости – ветхозаветные пророки: Моисей, Аарон, Давид, Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил с текстами пророчеств о воплощении Сына Божия. На семи столпах находятся взятые из Апокалипсиса образы и их объяснения. На первом столпе изображены 7 очес с надписью: дар совета; на втором – семисвечник с надписью: дар разума; на третьем – книга с 7 привешенными печатями и надписью: дар премудрости. С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: дар крепости; на втором – правая рука с 7 звездами и надписью: дар ведения; на третьем – 7 курильниц дымящихся и надпись: дар благочестия; на четвертом и последнем столпе – 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. Иконы данной иконографии получили распространение в XVII – XVIII веках в различных регионах России. Предположительно, создателем Киевского образа был митрополит Киевский Петр Могила. Иконография восходит к более древнему образцу, возможно XVI века, из патриаршей константинопольской церкви, об этом сообщает в прот. Петр Лебединцев, один из настоятелей Софийского собора во второй половине XIX века.
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006.
2. Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
3. «Угодно в очах Божиих дело сие…». Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии. Сергиев Посад, 2004.
5. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России. М., 2000.
6. Шипфлингер Т. София-Мария. Целостный образ творения. М., 1997.
7. Буслаев Ф. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
8. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982.
9. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977.
10. Лазарев В.Н. О росписи Софии Новгородской // Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. М., 1968.
11. Квливидзе Н.В. Икона Софии, Премудрости Божией и особенности новгородской литургической традиции в конце XV в. // Сакральная топография средневекового города. М., 1998.