Святой Лонгин-сотник (Логин) – римский воин, который присутствовал при распятии Иисуса Христа и уверовал в Него. «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник» (Лк. 23: 47). Евангелисты не сообщают имени этого воина. В апокрифическом евангелии от Никодима сообщается, что звали сотника Лонгин и что он признал Распятого Сыном Божиим и рассказал о случившемся Понтию Пилату. В макарьевских четьих минеях дан свод древних известий о нем. По преданию, жизнеописание святого составил Исихий, пресвитер Иерусалимский. Согласно этому жизнеописанию святой Лонгин по происхождению был каппадокийцем. По приказу Понтия Пилата присутствовал при распятии Спасителя, а после вместе с другими воинами охранял гроб Его. Святой Лонгин стал свидетелем Воскресения Иисуса Христа. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28: 2–4). Испытав потрясение, святой Лонгин-сотник уверовал в Спасителя и оставил службу. После этого он отправился в Каппадокию с проповедью о Сыне Божием Иисусе Христе. За эту проповедь святой был казнен, его голову отсекли и отослали в Иерусалим. Через некоторое время святой Лонгин явился во сне слепой женщине, после чего она нашла голову мученика и получила исцеление. Женщина перенесла голову святого обратно в Каппадокию для погребения.

На иконах святой Лонгин-сотник изображается как святой воин. Как правило, на нем короткая туника, доспехи и плащ, на ногах сапоги, в руке держит крест. Примером может служить икона из местного ряда иконостаса Верхоспасского собора в Кремле, написанная Федором Зубовым около 1680 года. Святой Лонгин-сотник изображается также в сценах Распятия справа от Иисуса Христа, рядом с апостолом Иоанном Богословом.

Память святого Лонгина – 29 октября (16 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. — М., 2001.

2. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.