Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349 – 1444) – самый известный из поволжских святых. Он родился в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Ивана и Марии. Святой принял монашеский постриг в юном возрасте от святителя Дионисия Суздальского, и уже в молодом возрасте получил всеобщий почет, благодаря строгой аскетической жизни. Многие приходили в монастырь, желая общения со святым. В поисках уединения он покинул монастырь и поселился в лесу в местечке близ озера Желтые Воды на восточном берегу Волги. Со временем Волга изменила русло и поглотила небольшое озеро, теперь монастырь находится на берегу Волги. Отшельничество преподобного Макария было нарушено местными жителями-язычниками из чувашей, мордвы и черемисов, им он начал проповедовать христианство и многих крестил. Постепенно к святому стали стекаться иноки в поисках духовного руководства, и в безлюдной местности был возведен Троицкий храм, и организовалась обитель. Во времена княжения Василия Васильевича татары напали на монастырь, сожгли его, убили почти всех монахов, и лишь нескольких взяли в плен, среди пленных был преподобный Макарий, которого привели к военачальнику. Он велел отпустить святого и других пленных и мирян числом около 400 человек. После этого преподобный с народом стал искать другое место для жизни, которым стал городок Унженск на берегу реки Унжи. Желая безмолвия, он поселился в 15 верстах от города на берегу лесного озера, где выстроил келью. Там также спустя некоторое время образовалась обитель. Через пять лет святой мирно скончался 25 июля 1444 года.

Житие преподобного Макария было составлено в середине XVI века, к этому времени относятся и первые изображения святого, почитавшегося сначала местно в костромских землях. Ранние иконы святого не сохранились, об их существовании известно через упоминания письменных источников. Общерусская канонизация состоялась в начале XVII века, после канонизации образы святого получили широкое распространение.

Преподобный Макарий по традиции изображается старцем в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. Встречаются иконы, на которых преподобный Макарий представлен средовеком. Часто святой стоит на фоне одного из двух основанных им монастырей в молении Троице или Спасителю, расположенным на облаках в верхней части иконы.

Память святого празднуется 7 августа (25 июля по старому стилю) и 5 февраля (23 января по старому стилю) в Соборе Костромских святых.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Жития святых. М., 2000.

2. Костромская икона XIII – XIX веков. М., 2004.

3. Житие Макария Желтоводского. Рукопись. XVI в. РГБ, ОР. Ф. 310. № 322.

4. Тарасенко Л. П. Житие Макария Желтоводского и Унженского некоторые аспекты истории текста.

5. Тарасенко Л. П. Житийная иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского // XIII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Ярославль, 2009. С. 25-38.

6. Тарасенко Л. П. Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М., 2006.

7. Кравец Е. В. О почитании св. прп. Макария Желтоводского в связи с движением обновления в России в 1-й половине XVII в. // Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. Вып. 21–22. Н. Новгород, 2009. С. 76–85.

8. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.