Страдание и смерть на кресте Спасителя описывают все четыре Евангелия: «И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; Там распяли Его…» (Ин. 19: 16-18).

Изображение распятия, по свидетельству письменных источников, появляются в христианском искусстве не ранее V века. В первые века христианства крестная жертва Спасителя представлялась опосредованно, через ветхозаветные образы. Одним из таких прообразов являлось принесение Исаака в жертву Авраамом, так как уже апостол Павел указал на жертвоприношение Авраама как на доказательство веры в действительность воскресения из мертвых (Евр.11: 17-19). В памятниках письменности символами распятия служат также Даниил во рву львином, в тех случаях, где он изображался с распростертыми наподобие креста руками, Иона, молящийся с распростертыми руками в чреве кита, Моисей, молящийся с распростертыми руками и побеждающий амиликитян. Изображение распятия в раннехристианский период заменялось также изображением креста.

Иконография распятия разнообразна. Варианты отличаются изображением подробностей, сообщаемых евангелистами. Формы креста также различны и зависят от формы подножия и верхней доски. Эти формы не отражают реального вида креста, поскольку первые изображения распятия появились после уничтожения крестной казни. О доске с надписью вверху креста сообщают Евангелия: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский… и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски». (Ин. 19: 19-20). Подножие известно в памятниках, по крайней мере, с IX века.

Различается строгий тип «Распятия» с Богоматерью и Иоанном Богословом по сторонам креста и развитый многофигурный тип, в композицию которого вводятся два разбойника, распятые вместе с Иисусом Христом, Лонгин-сотник, группы жен, отроков, а также воины, разыгрывающие одежды Христа, и др.

Предстоящие – Богоматерь и Иоанн Богослов изображаются на основании Евангелия от Иоанна: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, матерь твоя!» (Ин. 19: 25-26). Так как евангелисты упоминают и о других женщинах, присутствовавших при распятии, - Марии Магдалине, Марии Иаковлевой, Саломии и др. (Мф. 27: 54; Мк. 15: 39; Лк. 23: 47, Ин. 19: 25-27) – они также могут быть изображены в композиции Распятия. Рядом с Иоанном Богословом часто изображается сотник Лонгин, о котором сообщают, не называя по имени, евангелисты (Мф. 27: 55-56; Мк. 15: 40; Лк. 23: 49). Но уже в Евангелии от Никодима он назван Лонгином. Предание гласит, что по долгу службы он присутствовал при распятии Христа и вместе со стражей охранял Его гроб; после потрясения, бывшего при Воскресении Христа, уверовал в него, оставил службу, подвергся преследованием и был казнен.

В византийских и русских распятиях возле головы Спасителя изображаются ангелы парящие: иногда они закрывают свои лица, иногда как бы удаляются в страхе. Эти изображения соотносятся со словами: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным; предходят бо сему лицы ангельстии…лица закрывающее. Небесные силы, наряду с видимым миром, состраждут Творцу миров видимого и невидимого».

Голгофа как место распятия Христа изображается в виде стилизованной скалы. На ней утверждается крест. Существовало предание о том, что центр земли находится на Голгофе. Уже Тертуллиан говорил, что в этом месте располагается середина земли и знамение победы. В памятниках IX и следующих веков внутри Голгофы изображается череп, иногда с двумя костями. Эти изображения связаны с преданием о том, что на Голгофе был погребен Адам. В христианской литературе установлены многочисленные и разнообразные соотношения между Адамом и Христом. «Как смерть вошла в мир чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых; как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 21-22). Апокрифические сказания о Голгофе как месте погребения Адама расходятся в том, каким образом глава Адама попадает в это место, но они согласны между собой в том, что Адамова голова орошена была на Голгофе кровью распятого Христа, и таким образом разрешена древняя клятва.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.

2. Лифшиц Л. И. Распятие // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. Москва, 1995.

3. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. М., 1995.

4. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

5. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905.